Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УПТК", поданную через суд первой инстанции 29 августа 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 13 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г.
по административному делу N 2а-5661/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УПТК" к администрации г. Барнаула об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Комышевой О.В, представляющей интересы Общества с ограниченной ответственностью "УПТК", поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "УПТК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 г. N 1494 "Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула Алтайского края" в части нанесения красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в месте расположения здания склада литер ИИ1 и железнодорожного пути литер 3.
Требования мотивированы тем, что ООО "УПТК" является одним из арендаторов земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы и железнодорожных путей. В 2020 г. общество обратилось в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о разделе указанного участка. Решением Управления от 20 января 2021 г. N в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что согласно проекту планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула, утвержденному постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 г. N, земельный участок частично находится в границах территории общего пользования. Как следует из указанного проекта планировки, красные линии частично накладываются на земельный участок по адресу: "адрес" в районе прохождения железнодорожного пути литер 3 и в районе здания литер ИИ1. ООО "УПТК" является собственником железнодорожного пути и помещения Н2 в здании литер ИИ1.
Административный истец ссылается на то, что использовать земельный участок в месте красных линий вдоль здания литер ИИ1 для проезда невозможно, так как в данной части проезда расположена наземная теплотрасса и газопровод; земельный участок под железнодорожным путем литер 3 в части пересечения "красными линиями" находится в аренде, за него уплачиваются арендные платежи, то есть она не является землей общего пользования. Красные линии установлены произвольно. Имеется противоречие оспариваемого постановления Генеральному плану городского округа г. Барнаула, Правилам землепользования и застройки городского округа г. Барнаула, в которых не отражены указанные красные линии и территория общего пользования.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края, Администрацией г. Барнаула принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что постановлением администрации г. Барнаула от 21 июля 2014 г. N утверждена муниципальная программа "Градостроительная политика г. Барнаула на 2015-2021 гг". Данной программой предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.
Во исполнение указанной муниципальной программы 29 декабря 2016 г. администрацией г. Барнаула принято постановление N "О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула Алтайского края", которое размещено на официальном сайте администрации города Барнаула 29 декабря 2016 г, опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 3 января 2017 г.
Акционерным обществом "Территориальный градостроительный институт "Красноярскграждапроект" подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула.
12 июля 2019 г. Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула издан приказ N "О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула Алтайского края".
Во исполнение данного приказа Комитетом подготовлено оповещение о начале проведения общественных обсуждений, которое опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 16 июля 2019 г, размещено на официальном сайте Комитета 16 июля 2019 г.
Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16 июля по 16 октября 2019 г.; указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений, часы работы экспозиции, а также срок - до 14 августа 2019 г, когда можно подать предложения и замечания, определены способы подачи таких предложений и замечаний.
23 июля 2019 г. на сайте Комитета размещена экспозиция по проекту планировки.
Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 15 августа 2019 г. N. По результатам общественных обсуждений принято заключение от 15 августа 2019 г, которое опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 21 августа 2019 г.
Постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 г. N (в пределах 20-ти дневного срока, установленного статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула Алтайского края. Данное постановление опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от 10 сентября 2019 г, в пределах 7-ми дневного срока, установленного статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административный истец является собственником нежилого помещения (Н2) в здании склада с подвалом и пристроем (литер ИИ1), кадастровый номер N (кадастровый номер здания N) и железнодорожного пути (литер 3), кадастровый номер N, расположенных на земельном участке, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы и железнодорожных путей.
Данный земельный участок, находящийся в государственной собственности, предоставлен административному истцу в аренду на срок 10 лет на основании договора от 18 января 2010 г, заключенного с Управлением имущественных отношений Алтайского края, с учетом дополнительных соглашений от 1 апреля 2014 г, от 25 января 2016 г. Арендаторами по договору аренды, помимо ООО "УПТК", выступают иные лица - собственники объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
Оспариваемым постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 г. N 1494 "Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - г. Барнаула Алтайского края" утверждены красные линии, в том числе в районе земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в месте расположения здания склада литер ИИ1 и железнодорожного пути литер 3.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями частей 1 и 4 статьи 3, статей 18, 26, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 54 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. N 71, Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утверждёнными Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834, Порядком подготовки и утверждения документации по планировки территории, утвержденным Постановлением администрации г. Барнаула от 8 мая 2018 г. N 283, Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в г. Барнауле, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 г. N 96, пришел к выводу, что оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом в установленной форме, официального опубликовано.
Судом установлено, что согласно утвержденному проекту планировки улично-дорожной сети красные линии проходят через железнодорожный путь, определяя территорию общего пользования в целях проезда, а также частично заходят на здание склада литер ИИ1. Оспариваемым постановлением красные линии, определённые Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула в 1997 г. не изменены, их перенос не осуществлялся, кроме того на момент возникновения арендных отношений административный истец был осведомлен о правовом режиме земельного участка и имеющихся ограничениях, что следует из межевого плана, а также схемы земельного участка. Оспариваемыми красными линиями определён проезд общего пользования в районе железнодорожного пути, а также вдоль здания склада литер ИИ1, где проходят тепловая сеть газопровод, что обеспечивает возможность доступа для их обслуживания, а также соблюдение требований пожарной безопасности. При этом фактическое использование территории общего пользования за пределами красной линии не свидетельствует о нарушении прав административного истца. Генеральный план г. Барнаула не устанавливает красные линии, в связи с чем оспариваемый проект планировки не может ему противоречить, как не противоречит и иным нормативным правовым актах имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что действующее правовое регулирование не предполагает произвольное установление красных линий уполномоченными органами без учета сложившейся застройки, вместе с тем оспариваемый проект утвержден без учета данных положений.
Данные доводы на наличие оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не указывают, поскольку обоснованность определения оспариваемыми красными линиями территории общего пользования была проверена судами, установлено соответствие местным нормативам градостроительной деятельности ширины проезда общего пользования, также судами установлено, что красные линии в пределах спорной территории были установлены в 1997 г. и с указанного времени какого-либо изменения не претерпели. Поскольку установление красных линий обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, и осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, основания для признания незаконным постановления от 6 сентября 2019 г. N 1494 "Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части нанесения и утверждения красных линий в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы о нарушении прав административного истца ввиду прохождения красных линий по земельному участку, находящемуся у него в аренде, а также по части нежилого помещения, отсутствии в материалах административного дела надлежащих доказательств обоснованности расчета красных линий повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, переоценка же установленных по делу обстоятельств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 13 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.