Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Бурятия, поданную 24 августа 2022 года, на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 марта 2022 года
по административному делу N 3а-149/2022 по административному исковому заявлению Урбаевой Валентины Спиридоновны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Урбаева Валентина Спиридоновна обратилась в суд с административным иском к Правительству Республики Бурятия, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 135 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Улан-Удэ.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 марта 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Республики Бурятия ставит вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 марта 2022 года с прекращением производства по делу, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что оспаривание результатов кадастровой стоимости на сегодняшний день осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в связи с чем, право у истца оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости, являющуюся на сегодняшний день архивной по правилам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Урбаевой В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 7 135 кв.м, расположенный по адресу: Республика "адрес". Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ 2020 г.
Согласно представленному в материалы дела акту определения кадастровой стоимости от 23 сентября 2020 г, утвержденному ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 77 522 916, 6 рублей. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 г. указанная кадастровая стоимость подлежит применению с 23 сентября 2020 г.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 30 октября 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 сентября 2020 г. определена в размере 19 344 412 рублей. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 1 января 2021 г.
16 сентября 2021 г. Урбаева В.С. обращалась в государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, однако данное заявление было возвращено заявителю согласно уведомлению от 20 сентября 2021 г. N.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 23 сентября 2020 г, определенную в соответствии с заключением судебной экспертизы от 12 июля 2021 г. N, выполненной ИП Лубсановым Т.Р. в ходе рассмотрения административного дела N 3а-45/2021.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования и устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении от 12 июля 2021 года N, исходил из того, что названное экспертное заключение является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты" и Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее -Федеральный закон N237-ФЗ) ля целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (части 1, 2, 7 указанной статьи).
Федеральным законом N237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (абзац 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Установив, что, в рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 23 сентября 2020 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 31 декабря 2020 года, установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение; оценив экспертное заключение, признав его соответствующим требованиям действующего законодательства, достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, суды пришли к правильному выводу об установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 23 сентября 2020 года в размере 20164000 руб, установив период применения кадастровой стоимости для целей налогообложения с 23 сентября 2020 по 31 декабря 2020.
Доводы Правительства Республики Бурятия о невозможности оспаривания архивной кадастровой стоимости, необходимости прекращения производства по данному делу были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что не свидетельствует об отсутствии права у административного истца на обращение в суд тот факт, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.
Являются несостоятельными доводы жалобы о том, что Правительство Республики Бурятия не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов, примененные ФГБУ "ФКП Росреестра" при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Указанные выше выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.