Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-35/2022; УИД: 75RS0015-01-2021-002506-79 по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Григорьевой Оксаны Гюльоглановны к Краснокаменскому отделу государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконными отказов в назначении ежемесячной выплаты на ребёнка, обязании назначить ежемесячную выплату на ребёнка, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 мая 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах Григорьевой О.Г, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что Григорьева О.Г. неоднократно (16 июня 2021 г, 15 июля 2021 г, 30 августа 2021 г.) обращалась с заявлением в Краснокаменский отдел государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" (далее по тексту также ГКУ "КЦСЗН") Забайкальского края о назначении ежемесячной выплаты на ребёнка от 3 до 7 лет, однако в назначении указанной выплаты ей было отказано.
На основании изложенного, просил суд признать отказы Краснокаменского отдела государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" от 28 июня 2021 г, 27 июля 2021 г, 3 сентября 2021 г. в назначении Григорьевой О.Г. ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет незаконными, обязать Краснокаменский отдел Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" назначить Григорьевой О.Г. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 10 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Государственное казённое учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 25 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Григорьевой Оксаны Гюльоглановны к Краснокаменскому отделу государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и о признании незаконными отказов в назначении ежемесячной выплаты на ребёнка от 28 июня 2021 г, 27 июля 2021 г, 3 сентября 2021 г, обязании назначить ежемесячную выплату на ребёнка, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 мая 2022 г. постановлено:
"решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 25 января 2022 г. отменить.
Признать незаконными отказы Краснокаменского отдела государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 28 июня 2021 г, 27 июля 2021 г, 3 сентября 2021 г. в назначении Григорьевой Оксане Гюльоглановне ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет.
Обязать Краснокаменский отдел государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края назначить Григорьевой Оксане Гюльоглановне ежемесячную денежную выплату на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет".
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Ветрова Н.В, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 мая 2022г, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что родителями Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются С. и Григорьева О.Г.
16 июня 2021 г, 15 июля 2021 г, 30 августа 2021 г, 10 октября 2021 г. Григорьева О.Г. обращалась в Краснокаменский отдел ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края с заявлениями N, N, N, N о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка - Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трёх до семи лет включительно, соответственно предоставляла сведения о доходах за период фактической работы с октября 2020 года по апрель 2021 года.
28 июня 2021 г, 27 июля 2021 г, 3 сентября 2021 г, 12 октября 2021 г. Краснокаменским отделом ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края по результатам рассмотрения указанных заявлений Григорьевой О.Г, были приняты решения об отказе в его удовлетворении на основании подпункта "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021г. N 549, так как у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) отсутствуют доходы предусмотренные подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "к", "м" - "о", "р" пункта 22 Порядка за период, предусмотренный пунктом 28 Порядка либо причины для их отсутствия в расчётном периоде (в совокупности 10 и более месяцев).
Также установлено, что в указанные в заявлении периоды Григорьева О.Г. имела доход от трудовой деятельности:
с октября 2020 года по январь 2021 года (четыре месяца) - заявление от 16 июня 2021 г. (расчётный период с февраля 2020 года по январь 2021 год);
с октября 2020 года по февраль 2021 год (пять месяцев) - заявление от 15 июля 2021 г. (расчётный период с марта 2020 года по февраль 2021 года);
с октября 2020 года по апрель 2021 года (семь месяцев) - заявление от 30 августа 2021 г. (расчётный период с апреля 2020 года по март 2021 года).
Отказ от 12 октября 2021г. по заявлению Григорьевой О.Г. от 10 октября 2021г. последней не обжалуется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что требования, предусмотренные пунктом 28 и подпунктом "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549, истцом Григорьевой О.Г. соблюдены не были, так как она без уважительных на то причин, предусмотренных указанным порядком, дохода, указанного в подпункте "ж" пункта 33 указанного Порядка на момент обращения в течение 10 месяцев не имела.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, полагая, что они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем отменила решение суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены неправильно.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее по тексту также Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о её назначении.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребёнок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребёнка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребёнком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребёнка возраста 8 лет (пункт 5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребёнка (пункт 8).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребёнка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N 1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", им устанавливается ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.
Частью 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820- ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определяются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребёнка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Забайкальского края. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Забайкальском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25 января 2017 г. N 153 "О передаче государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края отдельных полномочий и функций Министерства" полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549 утверждены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549 предусмотрено, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.
В пункте 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, указаны виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
и) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;
л) доходы от реализации и сдачи в аренду (наём, поднаём) имущества;
м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
п) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Пунктом 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, расчётным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчёте ежемесячной выплаты, в том числе:
ж) отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "к", "м" - "о", "р" пункта 22 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении среднего общего или профессионального и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребёнком- инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
заявитель или члены его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы и имеют доходы в расчётном периоде не менее 6 месяцев (при условии подтверждения указанного факта документами (сведениями)).
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности, за исключением случая, если заявитель или член его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы.
В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчётного периода, предусмотренного пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В силу пункта 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, расчётным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Приходя к выводу о том, что семья Григорьевой отвечает признаку нуждаемости в получении указанной выплаты, а отсутствие уважительной причины для отсутствия дохода у Григорьевой О.Г. в данном случае не имеет юридического значения для дела, суд апелляционной инстанции не учёл, что правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьёй 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзц.4 части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
С учётом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом была осуществлена проверка условий, необходимых для принятия решения о выплате указанного пособия Григорьевой О.Г, в результате которой было установлено, что доказательств, подтверждающих уважительные причины (независящие от гражданина) неполучения Григорьевой О.Г. дохода в расчётном периоде не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что толкование закона субъекта, которое применяется ответчиком, ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчётный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих детей, имеющих доход за расчётный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего, противоречат смыслу и целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от тёех до семи лет, поскольку толкование данное судами ставит в неравное положение семьи, которое не имеют дохода по уважительным причинам с семьями, которые не имеют дохода без уважительных причин.
Согласно части 2 статьи56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учётом исковых требований, заявленных прокурором в интересах Григорьевой О.Г, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Григорьевой О.Г. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет, для получения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Григорьевой О.Г. обстоятельств, связанных с невозможностью получения её семьей дохода выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края; предлагалось ли Григорьевой О.Г. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что её семья по независящим от неё обстоятельствам получает доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае.
Однако суд апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, не оценил имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.