Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1803/2021 (УИД: 55RS0003-01-2021-002463-83) по иску Мусик Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права на назначение досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Мусик Татьяны Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мусик Татьяна Юрьевна (далее - Мусик Т.Ю, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее - УПФР в Ленинском административном округе г. Омска, ответчик) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Мусик Т.Ю. указала, что 6 февраля 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском административном округе г. Омска от 27 мая 2020 г. в установлении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального страхового стажа.
При этом, в специальный страховой стаж не включены периоды работы на территории Республики Казахстан после 1 января 1991 г, поскольку компетентными органами документально не подтверждена аналогия права на досрочную пенсию по законодательству Республики Казахстан, с 7 июля 1996 г. в Республике Казахстан прекращено назначение досрочных пенсий за выслугу лет медицинским работникам, в связи с чем, периоды работы после указанной даты не подлежат включению в специальный стаж.
С решением УПФР в Ленинском административном округе г. Омска истец не согласна, исключение спорных периодов работы считает незаконным и нарушающим ее права. Полагает, что факт занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию по старости, подтверждается уточняющими справками работодателя.
С учетом уточнений исковых требований, Мусик Т.Ю. просила суд признать незаконным решение УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Омска от 27 мая 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального медицинского стажа, возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды:
с 1 сентября 1986 г. по 27 февраля 1989 г. в Джезказганском медицинском училище;
с 27 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г. в Горбольнице N "адрес" в должности медсестры детского-соматического отделения ДСО N;
с 1 апреля 1989 г. по 1 апреля 1993 г. в Горбольнице N "адрес" в должности медсестры;
с 9 апреля 1993 г. по 27 января 1997 г. в филиале поликлиники "адрес" медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" в должности медицинской сестры;
с 28 января 1997 г. по 15 июня 1997 г. медицинской сестрой в отделении лучевой диагностики;
с 16 июня 1997 г. по 14 июня 1998г. лаборантом в рентген кабинете;
с 15 июня 1998 г. по 6 августа 2001 г. медсестрой здравпункта ППЖТ; с 7 августа 2001 г. по 27 марта 2005 г. медсестрой здравпункта шахты N;
с 28 марта 2005 г. по 31 августа 2007 г. заведующей здравпункта шахты N;
с 1 сентября 2007 г. по 31 марта 2014 г. дежурной медсестрой здравпункта шахты N;
с 1 апреля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в медицинском центре ТОО "Корпорация Казахмыс" в должности медицинской сестры;
с 1 октября 2014 г. по 1 июля 2015 г. медицинской сестрой здравпункта.
Также истец просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с момента обращения с заявлением к ответчику - 6 февраля 2020 г.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 25 августа 2021 г, исковые требования удовлетворены частично, на УПФР в Ленинском административном округе города Омска возложена обязанность включить в специальный стаж Мусик Татьяны Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении периоды работы:
с 31 марта 1989 г. в должности медицинской сестры Центральной городской больницы N "адрес";
с 1 января 1991 г. по 1 апреля 1993 в должности медицинской сестры Городской больницы N 2 поселка Жезказган-Рудник;
с 9 апреля 1993 г. по 6 марта 1995 г. в должности медицинской сестры медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" (после переименования АООТ "Жезказганцветмет");
с 28 января 1997 г. по 15 июня 1997 г. в должности медицинской сестры отделения лучевой диагностики медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 16 июня 1997 г. по 10 августа 1997 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 11 августа 1997 г. по 14 июня 1998 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 15 июня 1998 г. по 26 июля 1999 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 27 июля 1999 г. по 4 октября 2000 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 16 июля 2001 г. по 24 августа 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 25 августа 2003 г. по 26 декабря 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АО "Корпорация Казахмыс";
с 27 декабря 2003 г. по 13 января 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения АО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс;
с 14 января 2005 г. по 27 марта 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс";
с 28 марта 2005 г. по 5 октября 2006 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат;
с 6 октября 2006 г. по 31 июля 2007 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 августа 2007 г. по 31 марта 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 апреля 2014 г. по 1 октября 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта Медицинского центра Жезказган ТОО "Корпорация Казахмыс".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С УПФР в Ленинском административном округе города Омска в пользу Мусик Татьяны Юрьевны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 февраля 2022 г. по настоящему гражданскому делу произведена замена стороны ответчика УПФР в Ленинском административном округе г. Омска на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее ОПФР по Омской области, ответчик).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Омска от 15 августа 2021 г. отменено в части возложения на УПФР в Ленинском административном округе города Омска обязанности включить в специальный стаж Мусик Татьяны Юрьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующих периодов работы:
с 9 апреля 1993 г. по 6 марта 1995 г. в должности медицинской сестры медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" (после переименования АООТ "Жезказганцветмет");
с 28 января 1997 г. по 15 июня 1997 г. в должности медицинской сестры отделения лучевой диагностики медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 16 июня 1997 г. по 10 августа 1997 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 11 августа 1997 г. по 14 июня 1998 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 15 июня 1998 г. по 26 июля 1999 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 27 июля 1999 г. по 4 октября 2000 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 16 июля 2001 г. по 24 августа 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 25 августа 2003 г. по 26 декабря 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АО "Корпорация Казахмыс";
с 27 декабря 2003 г. по 13 января 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения АО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс;
с 14 января 2005 г. по 27 марта 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс";
с 28 марта 2005 г. по 5 октября 2006 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат;
с 6 октября 2006 г. по 31 июля 2007 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 августа 2007 г. по 31 марта 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 апреля 2014 г. по 1 октября 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта Медицинского центра Жезказган ТОО "Корпорация Казахмыс".
В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мусик Т.Ю.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 августа 2021 г. обставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мусик Т.Ю. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г.
В обоснование доводов жалобы Мусик Т.Ю. указывает, что судом апелляционной инстанции установлено, что деятельность в ТОО "Корпорация Казахмыс", АООТ "Корпорация Казахмыс" (ранее АО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Корпорация Казахмыс", АООТ "Корпорация Казахмыс", АО "Жезказганцветмет", АООТ "Жезказганцветмет", НПО "Жезказганцветмет") не относится к учреждениям системы здравоохранения.
Однако, в данной организации была выделена медицинская часть и здравоохранительный пункт, занимающийся оказанием медицинской помощи населению, что входит в список перечней организаций, осуществление трудовой деятельности в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии.
Кроме того, в указанные периоды работы истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, а также в 1998 г. производилось отчисление взносов в Государственный центр по выплате пенсий, что подтверждается справкой работодателя и сведениями об уплаченных страховых взносах, предоставленными Центральным филиалом НАО "Государственная корпорация правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Мусик Т.Ю, представитель ответчика ОПФР по Омской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мусик Т.Ю. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 28 сентября 2015 г.
6 февраля 2020 г. Мусик Т.Ю. обратилась в УПФР в Ленинском автономном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском автономном округе г. Омска от 27 мая 2020 г. N Мусик Т.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у застрахованного лица требуемого специального стажа.
25 сентября 2020 г. Мусик Т.Ю. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском автономном округе г. Омска от 30 декабря 2020 г. N в установлении пенсии истцу вновь отказано по приведенным выше основаниям.
Из решения об отказе в установлении пенсии от 30 декабря 2020г. следует, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, с учетом применения частей 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составила 6 лет 9 дней.
В стаж на соответствующих видах работ ответчиком включены периоды работы в календарном порядке с 27 марта 1989 г. по 30 марта 1989 г, с 1 апреля 1989 г. по 31 декабря 1990 г, с 2 ноября 2015 г. по 5 февраля 2020 г. В страховой стаж включены вышеперечисленные периоды, а также с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2010 г, с 1 февраля 2011 г. по 31 декабря 2012 г, с 1 февраля 2013 г. по 30 июня 2015 г.
При этом в стаж на соответствующих видах работ не был включен период учебы с 1 сентября 1986 г. по 27 февраля 1989 г, так как Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 включение в стаж, дающий право на пенсию медицинским работникам, периода обучения в учебном заведении не предусмотрено. Также не включены в специальный стаж периоды работы с 1 января 1991 г. по 1 апреля 1993 г, с 9 апреля 1993 г. по 1 июля 2015 г, так как компетентными органами Республики Казахстан документально не подтверждена аналогия права на досрочную пенсию по законодательству Республики Казахстан.
Обращаясь с иском в суд, Мусик Т.Ю. просила признать решение органа пенсионного обеспечения незаконным, настаивала на наличии оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода учебы с 1 сентября 1986 г. по 27 февраля 1989 г. в Джезказганском медицинском училище; периодов работы с 27 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г. в Горбольнице N "адрес" в должности медсестры детского-соматического отделения ДСО N; с 1 апреля 1989 г. по 1 апреля 1993 г. в Горбольнице N "адрес" в должности медсестры; с 9 апреля 1993 г. по 27 января 1997 г. в филиале поликлиники "адрес"-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" в должности медицинской сестры, с 28 января 1997 г. по 15 июня 1997 г. медицинской сестрой в отделении лучевой диагностики, с 16 июня 1997 г. по 14 июня 1998 г. лаборантом в рентген кабинете, с 15 июня 1998 г. по 6 августа 2001 г. медсестрой здравпункта ППЖТ, с 7 августа 2001 г. по 27 марта 2005 г. медсестрой здравпункта шахты 73/75, с 28 марта 2005 г. по 31 августа 2007 г. заведующей здравпункта шахты N, с 1 сентября 2007 г. по 31 марта 2014 г. дежурной медсестрой здравпункта шахты N, с 1 апреля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в медицинском центре ТОО "Корпорация Казахмыс" в должности медицинской сестры, с 1 октября 2014 г. по 1 июля 2015 г. медицинской сестрой здравпункта. Также просила признать право на досрочное назначение пенсии по старости с 6 февраля 2020 г.
Разрешая исковые требования в части включения Мусик Т.Ю. в специальный стаж периодов работы: с 31 марта 1989 г. в должности медицинской сестры Центральной городской больницы N "адрес", с 1 января 1991 г. по 1 апреля 1993 г. в должности медицинской сестры Городской больницы N поселка Жезказган-Рудник, и удовлетворяя требования истца в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что трудовой книжкой истца, архивной справкой, представленной Коммунальным государственным учреждением "Государственный архив "адрес"" Управления культуры, архивов и документации "адрес", подтверждаются факты работы истца в должности медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, поименованных Списками. При этом, судом учтено, что иные периоды работы истца в качестве медсестры с 27 марта 1989 г. по 30 марта 1989 г. в Центральной городской больницы N "адрес", с 1 апреля 1989 г. по 31 декабря 1990 г. в Городской больнице N поселка Жезказган-Рудник добровольно учтены ответчиком при подсчете специального стажа.
Поскольку включение времени обучения в медицинских учебных заведениях в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ни действовавшим в спорный период постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Мусик Т.Ю. о включении в специальный стаж истца периода обучения в Джезказганском медицинском училище с 1 сентября 1986 г. по 27 февраля 1989 г.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов нахождения ее в отпусках по уходу за детьми с 7 марта 1997 г. по 27 января 1998 г. и с 5 октября 2001 г, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды имели место после 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской федерации"), с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В указанных частях решение сторонами не обжалуется, в связи с чем, проверке на предмет законности и обоснованности судом кассационной инстанции не подлежит.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Ленинского районного суда г. Омска от 15 августа 2021 г. отменил в части возложения на УПФР в Ленинском административном округе г. Омска обязанности включить в специальный стаж Мусик Т.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующих периодов работы:
с 9 апреля 1993 г. по 6 марта 1995 г. в должности медицинской сестры медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" (после переименования АООТ "Жезказганцветмет");
с 28 января 1997 г. по 15 июня 1997 г. в должности медицинской сестры отделения лучевой диагностики медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 16 июня 1997 г. по 10 августа 1997 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет";
с 11 августа 1997 г. по 14 июня 1998 г. в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 15 июня 1998 г. по 26 июля 1999 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс";
с 27 июля 1999 г. по 4 октября 2000 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 16 июля 2001 г. по 24 августа 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс";
с 25 августа 2003 г. по 26 декабря 2003 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АО "Корпорация Казахмыс";
с 27 декабря 2003 г. по 13 января 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения АО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс;
с 14 января 2005 г. по 27 марта 2005 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс";
с 28 марта 2005 г. по 5 октября 2006 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат;
с 6 октября 2006 г. по 31 июля 2007 г. в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 августа 2007 г. по 31 марта 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет";
с 1 апреля 2014 г. по 1 октября 2014 г. в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта Медицинского центра Жезказган ТОО "Корпорация Казахмыс".
Принято в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мусик Т.Ю.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 августа 2021 г. обставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Условия предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости урегулированы статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в пункте 20 части 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее Список от 22 сентября 1999 г. N1066).
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Список от 6 сентября 1991 г. N 464);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее Перечень от 17 декабря 1959 г. N1397).
Из приведенных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: выполнении работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее Соглашение от 13 марта 1992 г.), в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Указанное Соглашение подписано государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Согласно пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в специальный стаж в связи с медицинской или иной по охране здоровья деятельностью), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место работу за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды такой работы учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не может являться основанием для не включения периодов работы в специальный стаж, поскольку оценка пенсионных прав граждан, в настоящее время постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Согласно записям в трудовой книжке истца применительно к спорным периодам, 9 апреля 1993 г. Мусик (Реши) Т.Ю. была принята в НПО "Жезказганцветмет" медсестрой филиала поликлиники "адрес", 28 января 1997 г. переведена в отделение лучевой диагностики медсестрой, 6 июня 1997 г. переведена временно в рентген кабинет лаборантом, 15 июня 1998 г. переведена медсестрой в здравпункт ППЖТ, 7 августа 2001г. переведена медсестрой здравпункта шахты N, 28 марта 2005 г. переведена заведующей здравпункта шахты N, 1 сентября 2007 г. переведена дежурной медсестрой здравпункта шахты N, 1 апреля 2014 г. переведена в медицинский центр ТОО "Корпорация Казахмыс", 1 апреля 2014 г. принята с Медико-санитарной части "адрес" ТОО "Корпорация Казахмымс" ПО Жезказганцветмет" в Медицинский центр ТОО "Корпорация Казахмыс" медицинской сестрой высшей категории здравпункта, 1 октября 2014г. трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.
Согласно сведений трудовой книжки истца, а также согласно справке N от 25 января 2019 г, уточняющей особый характер работы и условия труда, согласно справке N от 25 января 2019 г. о переименовании, ответов ТОО "Медицинский центр Жезказган" на судебные запросы, суд первой инстанции установил, что работа истца в должностях среднего медицинского персонала с 9 апреля 1993 г. по 1 октября 2014г. последовательно протекала в структурных подразделениях (здравпункт медико-санитарной части) коммерческой организации ТОО "Корпорация Казахмыс" (ранее именовавшейся АО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Корпорация Казахмыс", АООТ "Корпорация Казахмыс", АО "Жезказганцветмет", АООТ "Жезказганцветмет"). Эта организация к числу учреждений системы здравоохранения не относилась.
Указанные обстоятельства подтверждены и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно содержанию приказа N по Медико-санитарной части НПО ЖЦМ от 13 апреля 1993 г, в соответствии параграфом 5 приказано принять Реши (Мусик) Т.Ю. медсестрой в филиал поликлиники "адрес" с 9 апреля 1993 г. на время декретного отпуска по уходу за ребенком до трех лет Оспановой.
В справке о переименовании N от 25 января 2019 г. указано, что учредительным договором от 17 сентября 1992 г. Научно-производственное объединение "Джезказганцветмет" (НПО "Джезказганцветмет") преобразовано в Акционерное общество открытого типа "Жезказганцветмет" (АООТ "Жезказганцветмет").
Согласно представленного в материалы дела Устава АООТ "Жезказганцветмет", общество зарегистрировано решением главы Жезказганской городской администрации N от 19 ноября 1992 г.
АООТ "Жезказганцветмет" создано его учредителями: Жезказганским территориальным комитетом по государственному имуществу и трудовым коллективом государственного научно-производственного объединения "Жезказганцветмет" на основании решения учредительного собрания общества и в соответствии с учредительным договором; общество является правопреемником государственного научно-производственного объединения "Жезказганцветмет" (пункты 2.1, 2.3). Целью деятельности общества является извлечение прибыли за счет эффективного использования его потенциала в интересах потребителей продукции, работ, услуг (пункт З. 1). Участниками общества являются юридические и физические лица Республики Казахстан и других государств, вступившие на законных основаниях во владение акциями общества (пункт 4.1).
Таким образом, указанные документы свидетельствуют о том, что на момент трудоустройства 9 апреля 1993 г. истца медсестрой в филиал поликлиники поселка Жезказган медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" ее работодателем являлось Акционерное общество открытого типа "Жезказганцветмет", целью деятельности которого являлось извлечение прибыли.
В дальнейшем АООТ "Жезказганцветмет" переименовано в Акционерное общество "Жезказганцветмет" (протокол N общего собрания АООТ "Жезказганцветмет" от 24 сентября 1993 г, приказ N от 29 сентября 1993 г.).
Далее, общим собранием акционеров, состоявшимся 11 июля 1997 г, принято решение о переименовании Акционерного общества "Жезказганцветмет" в Акционерное общество открытого типа "Корпорация Казахмыс" (АООТ "Корпорация Казахмыс"), перерегистрация юридического лица состоялась 11 августа 1997 г.
На основании решения общего собрания акционеров от 26 июня 1999 г. АООТ "Корпорация Казахмыс" переименовано в Открытое акционерное общество "Корпорация Казахмыс" или ОАО "Корпорация Казахмыс", которое, в свою очередь, решением общего собрания акционеров от 28 июля 2003 г. переименовано в Акционерное общество "Корпорация Казахмыс" (АО "Корпорация Казахмыс").
27 декабря 2003 г. Правлением АО "Корпорация Казахмыс" (протокол заседания Правления N от 27 декабря 2003 г.) принято решение об образовании в составе АО "Корпорация Казахмыс" структурного подразделения "Жезказганский горно-металлургический комбинат АО "Корпорация Казахмыс".
Представленные в материалы дела копии Уставов АООТ "Жезказганцветмет" от 24 сентября 1993 г, от 12 декабря 1995 г. АООТ "Корпорация Казахмыс" от 16 июля 1998 г, ОАО "Корпорация Казахмыс" от 2000 года, от 2003 года, АО "Корпорация Казахмыс" от 28 июля 2003г. содержат положения, устанавливающие цель и виды деятельности общества, и согласно которым общество является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на извлечение прибыли. В числе видов деятельности указаны медицинская, врачебная деятельность.
В последующем, годовым общим собранием акционеров Акционерного общества "Корпорация Казахмыс", проведенным 31 августа 2004 г, принято решение о реорганизации Акционерного общества "Корпорация Казахмыс" путем преобразования в Товарищество с ограниченной ответственностью "Корпорация Казахмыс", утвержден порядок и условия такого преобразования, а также порядок обмена акций акционерного общества на доли участия в ТОО "Корпорация Казахмыс". Преобразование АО "Корпорация Казахмыс" в ТОО "Корпорация Казахмыс" завершилось регистрацией товарищества 14 января 2005 г.
Как следует из Устава ТОО "Корпорация Казахмыс" от 14 января 2005г. товарищество является правопреемником государственного Научно-производственного объединения "Жезказганцветмет", Акционерного общества открытого типа "Жезказганцветмет", Акционерного общества "Корпорация Казахмыс" (пункт 1.5). Товарищество является юридическим лицом (коммерческой организацией), деятельность которого направлена на извлечение прибыли и привлечение инвестиций (пункт 2.1). В качестве одного из видов деятельности товарищества предусмотрена медицинская, врачебная деятельность (пункт 2.2.24).
В 2006 году (протокол заседания Правления от 6 октября 2006г.) образованное в составе юридического лица структурное подразделение (филиал) "Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс" переименовано в Филиал ТОО "Корпорация Казахмыс" - Производственное объединение "Жезказганцветмет". В качестве одного из видов (предметов) деятельности филиала в Положениях о филиале от 14 января 2004 г, от 12 июня 2006 г, от 19 августа 2008 г. указаны медицинская и врачебная деятельность.
По запросу суда апелляционной инстанции в материалы дела представлены копии Положений о Медико-санитарной части "адрес" филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" Производственное объединение "Жезказганцветмет" в редакции от 2007 года и в редакции от 20 января 2009г.
Согласно содержанию указанных Положений, Медико-санитарная часть "адрес", являлась структурным подразделением филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" ПО "Жезказганцветмет", находилась в прямом подчинении директора по социальным вопросам Филиала. Непосредственное руководство деятельностью Медсанчасти возложено на главного врача, назначаемого на должность и освобождаемого от занимаемой должности генеральным директором ТОО "Корпорация Казахмыс". Основными задачами деятельности Медсанчасти являлись лечение и профилактика заболеваний работников Корпорации и Филиала, оказание первой медицинской квалифицированной помощи при травмах, отравлениях, острых и хронических заболеваний, проведение квалификационной врачебно-трудовой экспертизы, ежегодное проведение профилактических осмотров на шахтах и рудниках Филиала.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно указал, что Медико-санитарная часть "адрес", где осуществляла трудовую деятельность истец в спорные периоды, в организационно-правовой форме учреждения не функционировала, находилась в структуре коммерческой организации "Корпорация Казахмыс" (сначала в организационно-правовой форме акционерного общества, впоследствии с 2005 года - товарищества с ограниченной ответственностью). Медицинский персонал Медико-санитарной части "адрес", в том числе истец, осуществляли лечение и профилактику работников общества (товарищества), что подтвердила Мусик Т.Ю, давая пояснения суду апелляционной инстанции.
Кроме того, исследованные материалы дела не свидетельствуют о том, что Медико-санитарная часть "адрес" являлась выделенным структурным подразделением учреждения системы здравоохранения Республики Казахстан в данной местности.
Как верно указал суд апелляционной инстанции подпунктом "н" пункта 1 и абзацем 1 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка от 29 октября 2002 г. N 781, а также Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, Список должностей от 22 сентября 1999 г. N1066, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, применяются для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.; список от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397) - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
С учетом изложенного, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии (список от 29 октября 2002 г. N 781 и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (список от 22 сентября 1999 г. N 1066, Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также список от 6 сентября 1991 г. N 464).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работа в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях здравоохранения.
Как верно установилсуд апелляционной инстанции, ни список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 г. N 781, ни списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, ни списки профессий и должностей работников здравоохранения санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 не предусматривают возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму акционерного общества или товарищества (общества) с ограниченной ответственностью.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Суд апелляционной инстанции верно установил, что работа истца с 9 апреля 1993 г. по 1 октября 2014 г. в должностях среднего медицинского персонала в различных подразделениях Медико-санитарной части АООТ "Жезказганцветмет", АО "Жезказганцветмет", АООТ "Корпорация Казахмыс", ОАО "Корпорация Казахмыс", АО "Корпорация Казахмыс", ТОО "Корпорация Казахмыс" не может быть отнесена к работе в учреждениях здравоохранения, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Акционерное общество (в дальнейшем товарищество с ограниченной ответственностью), в котором работала Мусик Т.Ю, по своей организационно-правовой форме, является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N781.
Списками от 29 октября 2002 г. N781, от 22 сентября 1999 г. N1066, от 6 сентября 1991 г. N464, подлежащих применению к спорным периодам трудовой деятельности истца, не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационной правовую форму акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, в том числе и в случае осуществления указанными обществами лечебной и иной медицинской деятельности.
Как правильно установилсуд апелляционной инстанции, выполнение работы по лечению больных само по себе не свидетельствует о праве работника на льготное пенсионное обеспечение. По смыслу вышеприведенного правового регулирования термин "учреждение здравоохранения" не может толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения.
Суд апелляционной инстанции верно указал на отсутствие возможности применения к спорным отношениям положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (далее Правила от 29 октября 2002 г. N781).
Согласно пункту 6 Правил от 29 октября 2002 г. N781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил от 29 октября 2002 г. N781 речь идет о структурных подразделениях организаций, относящихся к воинским частям.
Однако Мусик Т.Ю. работала в здравпунктах Медико-санитарной части организации, именовавшейся в разные периоды АООТ "Жезказганцветмет", АО "Жезказганцветмет", АООТ "Корпорация Казахмыс", ОАО "Корпорация Казахмыс", АО "Корпорация Казахмыс", ТОО "Корпорация Казахмыс".
Данные структурные подразделения не относятся к категории подразделений воинской части, в связи с чем, положения пункта 6 Правил от 29 октября 2002 г. N781, к спорным отношениям не применимы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Мусик Т.Ю. о включении периодов работы с 9 апреля 1993 г..по 6 марта 1995 г..в должности медицинской сестры медико-санитарной части НПО "Жезказганцветмет" (после переименования АООТ "Жезказганцветмет"); с 28 января 1997 г..по 15 июня 1997 г..в должности медицинской сестры отделения лучевой диагностики медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет"; с 16 июня 1997 г..по 10 августа 1997 г..в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АО "Жезказганцветмет"; с 11 августа 1997 г..по 14 июня 1998 г..в должности лаборанта рентген кабинета медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс"; с 15 июня 1998 г..по 26 июля 1999 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АООТ "Корпорация Казахмыс"; с 27 июля 1999 г..по 4 октября 2000 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс"; с 16 июля 2001 г..по 24 августа 2003 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части ОАО "Корпорация Казахмыс"; с 25 августа 2003 г..по 26 декабря 2003 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части АО "Корпорация Казахмыс"; с 27 декабря 2003 г..по 13 января 2005 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения АО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс; с 14 января 2005г. по 27 марта 2005 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части структурного подразделения ТОО "Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат ТОО "Корпорация Казахмыс"; с 28 марта 2005 г..по 5 октября 2006 г..в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО
"Корпорация Казахмыс" - Жезказганский горно-металлургический комбинат; с октября 2006 г..по 31 июля 2007 г..в должности заведующей здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет"; с 1 августа 2007 г..по 31 марта 2014 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта медико-санитарной части филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет"; с 1 апреля 2014 г..по 1 октября 2014 г..в должности медицинской сестры здравоохранительного пункта Медицинского центра Жезказган ТОО "Корпорация Казахмыс".
Принимая во внимание, что с учетом зачтенных судом и не оспоренных ответчиком периодов необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии стажа у истца недостаточно, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" является верным.
Доводы кассационной жалобы основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не являются, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции. В целом доводы кассационной жалобы сводятся к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мусик Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.