Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-647/2022 (УИД: 42RS0009-01-2021-010515-87) по иску Дерюшева Валерия Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дерюшев Валерий Анатольевич (далее - Дерюшев В.А, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Дерюшев В.А. указал, что 1 июля 2021 г. по достижении возраста 58 лет обратился в УПФР по г. Новокузнецку Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N Дерюшеву В.А. в назначение досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости пенсионным органом не зачтены периоды работы Дерюшева В.А.:
- с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. (4 года 11 месяцев 6 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) электромонтером по обслуживанию электрооборудования на Карагандинском металлургическом комбинате (с 2007 года - АО "АрселорМиттал Темиртау"), код профессии 2040300а-19861;
- с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. (1 год 7 месяцев 20 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) мастером по ремонту оборудования на Карагандинском металлургическом комбинате, код профессии 2040300б-23362;
- с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. (3 года 6 месяцев 17 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) начальником участка на Карагандинском металлургическом комбинате, код профессии 2040300б-24097.
Обращаясь с иском в суд, Дерюшев В.А. ссылался на то, что решение пенсионного органа об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку в указанные периоды он работал во вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, архивными и уточняющими особый характер труда справками. С учетом спорных периодов работы его специальный стаж по Списку N составляет 10 лет 1 месяц 13 дней, страховой стаж 28 лет 2 месяца 7 дней.
Дерюшев В.А. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. (4 года 11 месяцев 6 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) электромонтером по обслуживанию электрооборудования на Карагандинском металлургическом комбинате, с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. (1 год 7 месяцев 20 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) мастером по ремонту оборудования на Карагандинском металлургическом комбинате, с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. (3 года 6 месяцев 17 дней) в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) начальником участка на Карагандинском металлургическом комбинате, назначить досрочную страховую пенсию по старости со 2 июля 2021 г, предоставить единовременные денежные выплаты, назначенные Правительством Российской Федерации в период со 2 июля 2021 г, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. исковые требования Дерюшева В.А. удовлетворены. Решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N 416022/21 об отказе в установлении Дерюшеву В.А. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить Дерюшеву В.А. в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) электромонтером по обслуживанию электрооборудования на Карагандинском металлургическом комбинате, с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. в листопрокатном цехе N (прокатное производство, черные металлы) мастером по ремонту оборудования на Карагандинском металлургическом комбинате, с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. в листопрокатном цехе N начальником участка Карагандинского металлургического комбината, назначить Дерюшеву В.А. страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты возникновения права на нее - со 2 июля 2021 г, предоставить Дерюшеву В.А. единовременные денежные выплаты, установленные гражданам, получающим пенсию, в период со 2 июля 2021 г. С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Дерюшева В.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 мая 2022 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. в части удовлетворения исковых требований Дерюшева В.А. о предоставлении пенсионным органом единовременно денежных выплат, установленных гражданам, получающим пенсию, в период со 2 июля 2021 г, отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 мая 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Дерюшев В.А, сведений о причине неявки не представил, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, просивший рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дерюшев В.А, "дата" года рождения, 1 июля 2021 г. обратился в УПФР по г. Новокузнецку Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N Дерюшеву В.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по мотиву того, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отсутствует, поскольку специальный стаж не подтвержден документально. Уточняющие справки от 18 июня 2021 г. N, N, полученные в ответ на запросы УПФР по г. Новокузнецку Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) выписаны на имя Дерюшева В.А, дата рождения в указанных справках не совпадает с паспортными данными заявителя.
Стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствует, при требуемом - 6 лет 3 месяца.
В специальный стаж пенсионным органом не включены периоды работы Дерюшева В.А. с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. в листопрокатном цехе N электромонтером по обслуживанию электрооборудования Карагандинского металлургического комбината, с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. в листопрокатном цехе N мастером по ремонту электрооборудования Карагандинского металлургического комбината, с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. в листопрокатном цехе N начальником участка Карагандинского металлургического комбината.
Из копии трудовой книжки следует, что Дерюшев В.А. 4 июля 1984 г. принят на Карагандинский металлургический комбинат в листопрокатный цех N электромонтером по обслуживанию электрооборудования 4 разряда, 1 февраля 1985 г. присвоен 5 разряд электромонтера по обслуживанию электрооборудования, 1 июня 1986 г. присвоен 6 разряд электромонтера по обслуживанию электрооборудования, 10 июля 1989 г. назначен инженером электроником 2 категории листопрокатного цеха N; 1 апреля 1993 г. переведен мастером по ремонту электрооборудования листопрокатного цеха N, 22 ноября 1994 г. назначен начальником участка автоматизированных приводов в листопрокатном цехе N, 17 ноября 1995 г. уволен переводом в АО "Испат-Кармет", 17 ноября 1995 г. принят переводом в АО "Испат-Кармет", 8 июня 1998 г. уволен в связи с выездом для работы в Пакистан.
Дерюшев В.А. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 14 июля 2000 г.
Согласно справке N, уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной 26 января 2022 г. АО "АрселорМиталл Темиртау" (Республика Казахстан) по запросу суда первой инстанции, Дерюшев В.А, "дата" года рождения, полный рабочий день при полной рабочей неделе работал в особо вредных и тяжелых условиях труда с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. (4 года 11 месяцев 6 дней) на Карагандинском металлургическом комбинате (с 2007 года - АО "АрселорМиталл Темиртау"), прокатное производство, листопрокатный цех N в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования, после переименования в 1992 г. - электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Согласно справке N, уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной 26 января 2022 г. АО "АрселорМиталл Темиртау" (Республика Казахстан) по запросу суда первой инстанции, Дерюшев В.А, "дата" года рождения, полный рабочий день при полной рабочей неделе работал в особо вредных и тяжелых условиях труда с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. (1 год 7 месяцев 20 дней) на Карагандинском металлургическом комбинате (с 2007 года - АО "АрселорМиталл Темиртау") прокатное производство, листопрокатный цех N в качестве мастера по ремонту электрооборудования, мастера по ремонту электрооборудования, после перетарификации в 1988 г. - мастера по ремонту оборудования; с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. (3 года 6 месяцев 17 дней) - на Карагандинском металлургическом комбинате (с 2007 года АО "АрселорМиттал Темиртау"), прокатное производство, листопрокатный цех N в качестве начальника участка автоматизированных приводов листопрокатного цеха N.
Из справки N об образовании, переобразовании, регистрации и перерегистрации юридического лица от 26 января 2022 г, выданной АО "АрселорМиттал Темиртау" (Республика Казахстан), следует, что Карагандинский металлургический комбинат в 1995 году преобразован в ГАО "Карагандинский металлургический комбинат", ГАО "Карагандинский металлургический комбинат" в 1995 году реорганизован в АООТ "Испат-Кармет" с частной формой собственности, с 2007 года переименован в АО "АрселорМиттал Темиртау".
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, установив, что в спорные периоды Дерюшев В.А. работал на работах в особо вредных и тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, суд первой инстанции возложил обязанность на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить спорные периоды работы Дерюшева В.А. в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установив, что с учетом спорных периодов работы продолжительность специального стажа Дерюшева В.А. достаточна для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости (10 лет 1 месяц 13 дней), суд первой инстанции возложил на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность назначить Дерюшеву В.А. страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с даты возникновения права на нее - со 2 июля 2021 г. и признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N об отказе в установлении Дерюшеву В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, суд первой инстанции возложил на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность предоставить Дерюшеву В.А. единовременные денежные выплаты, установленные гражданам, получающим пенсию, в период со 2 июля 2021 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы Дерюшева В.А. в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, назначении Дерюшеву В.А. досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со 2 июля 2021 г, признании незаконным решения ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N об отказе в установлении Дерюшеву В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Дерюшева В.А. о предоставлении пенсионным органом единовременно денежных выплат, установленных гражданам, получающим пенсию, в период со 2 июля 2021 г, и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для взыскания в пользу Дерюшева В.А. с пенсионного органа, к чьей компетенции относится осуществление данной выплаты, в судебном порядке не имеется; нарушение права Дерюшева В.А. на получение данной выплаты не установлено.
Постановленный по настоящему делу судом апелляционной инстанции судебный акт в части отказа в удовлетворении исковых требований Дерюшева В.А. о предоставлении пенсионным органом единовременно денежных выплат, установленных гражданам, получающим пенсию, в период со 2 июля 2021 г. не обжалуется, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, денонсированным с 30 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Подразделом 3 "Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное и оцинковальное производства и производство рельсовых скреплений" раздела IV "Металлургическое производство (черные металлы)" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют электрики дежурные и ремонтные, бригадиры электриков.
Из Разъяснений "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" от 2 апреля 1976 г. N 5/8, утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 2 апреля 1976 г. N 81/8 следует, что по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать электромонтерам (в том числе дежурным) по обслуживанию и ремонту оборудования как электрикам дежурным и ремонтным, бригадирам электриков.
Подразделом 3 "Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла" раздела III "Металлургическое производство (черные металлы)" Списка N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрено, что право на пенсию на льготных условиях имеют мастера по ремонту оборудования (код 2040300б-23362), начальники участков (код 2040300б-24097).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
При этом, при определении права на пенсию по льготным основаниям за период работы до 1 января 1992 г. подтверждения постоянной работы в течение полного рабочего дня не требовалось.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения, и установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении периодов работы Дерюшева В.А. на Карагандинском металлургическом комбинате с 4 июля 1984 г. по 9 июля 1989 г. в листопрокатном цехе N электромонтером по обслуживанию электрооборудования, с 1 апреля 1993 г. по 21 ноября 1994 г. в листопрокатном цехе N мастером по ремонту оборудования, с 22 ноября 1994 г. по 8 июня 1998 г. в листопрокатном цехе N начальником участка в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку данные периоды работы подтверждены справками, выданными предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность Дерюшева В.А, из которых следует, что Дерюшев В.А. работал на должностях и на производстве, предусмотренными Списком N от 22 августа 1956 г. и Списком N от 26 января 1991 г. с вредными и тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что не представляется возможным включить спорные периоды работы в специальный стаж Дерюшева В.А, поскольку справки уточняющие характер работ от 18 июня 2021 г. N, N, полученные в ответ на запрос УПФР по г. Новокузнецку Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), выписаны на имя Дерюшева В.А, дата рождения, указанная в справках не совпадает с паспортными данными, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, поскольку в материалах дела имеются справки, выданные по запросу суда первой инстанции предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность Дерюшева В.А, в которых дата рождения Дерюшева В.А. соответствует его паспортным данным.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. досрочные пенсии за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменены, в связи с чем, по мнению представителя пенсионного органа, периоды работы Дерюшева В.А. могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 1 января 1998 г, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку положениями Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 15 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.