Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-846/2022 (УИД: 22RS0068-01-2021-010324-70) по иску Заборской Марины Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочное назначение пенсии, по кассационной жалобе Заборской Марины Геннадьевны на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июня 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заборская М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований Заборская М.Г. указала, что 4 октября 2021 г. она обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 15 октября 2021 г. ей отказано в назначении пенсии, установлен специальный стаж 29 лет 9 месяцев 6 дней. Периоды её работы медицинской сестрой в акушерском отделении палат новорождённых ранее учитывались ответчиком в льготном исчислении: 1 год как 1 год 6 месяцев (решения от 24 марта 2020 г, 4 августа 2020 г, 18 марта 2021 г.), но впоследствии включены в стаж в календарном исчислении, с чем она не согласна. Палаты новорождённых не являются структурным подразделением акушерского (родительного) отделения, она работала именно в акушерском отделении в должности медицинской сестры палат новорождённых. Среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров работа в них засчитывается в льготном исчислении. К хирургическим отделениям относятся акушерское, родильное. Ответчик не правомочен давать оценку выполняемым обязанностям по каждой должности среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля, если в законодательном акте не указано напрямую зависимость включения стажа работы в льготном исчислении от характера выполненной работы.
На основании изложенного, Заборская М.Г. просила признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 15 октября 2021 г. N в части включения в страховой стаж в календарном исчислении периодов работы в КГБУЗ "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко, г. Новоалтайск" в качестве медицинской сестры палаты новорождённых в акушерском отделении: с 12 марта 1990 г. по 12 августа 1990 г, с 13 октября 1990 г. по 28 февраля 1991 г, с 2 марта 1991 г. по 2 июня 1991 г, с 18 июня 1991 г. по 10 декабря 1991 г, с 15 октября 1992 г. по 06 декабря 1992 г, с 8 декабря 1992 г. по 10 января 1993 г, с 17 января 1993 г. по 22 февраля 1993 г, с 15 июня 1993 г. по 6 декабря 1993 г, с 1 января 1994 г. по 27 января 1994 г, с 20 июля 1994 г. по 10 августа 1994 г, с 24 сентября 1994 г. по 26 сентября 1994 г, с 29 сентября 1994 г. по 3 апреля 1995 г, с 22 ноября 1996 г. по 31 декабря 1996 г, с 3 мая 1997 г. по 6 июля 1997 г, в части отказа в установлении досрочной пенсии по старости; возложить обязанность включить данные периоды в специальный стаж в льготном исчислении (1 год и 6 месяцев за 1 год работы), назначить страховую пенсию по старости с 2 ноября 2021 г. (с момента наступления права).
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 2 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Заборской М.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Заборская М.Г. просит отменить решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июня 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 4 октября 2021 г. Заборская М.Г. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 15 февраля 2021 г. N Заборской М.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
Периоды работы в КГБУЗ "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко, г. Новоалтайск" в качестве медицинской сестры палаты новорождённых в акушерском отделении: с 12 марта 1990 г. по 12 августа 1990 г, с 13 октября 1990 г. по 28 февраля 1991 г, с 2 марта 1991 г. по 2 июня 1991 г, с 18 июня 1991 г. по 10 декабря 1991 г, с 15 октября 1992 г. по 6 декабря 1992 г, с 8 декабря 1992 г. по 10 января 1993 г, с 17 января 1993 г. по 22 февраля 1993 г, с 15 июня 1993 г. по 6 декабря 1993 г, с 1 января 1994 г. по 27 января 1994 г, с 20 июля 1994 г. по 10 августа 1994 г, с 24 сентября 1994 г. по 26 сентября 1994 г, с 29 сентября 1994 г. по 3 апреля 1995 г, с 22 ноября 1996 г. по 31 декабря 1996 г, с 3 мая 1997 г. по 6 июля 1997 г. включены в стаж работы Заборской М.Г. в календарном исчислении. Во включении данных периодов в стаж в льготном исчислении отказано, поскольку палаты новорождённых не относятся к числу структурных подразделений, работа в которых засчитывает в стаж, дающий право на досрочную пенсию в льготном порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В решении пенсионного органа указано, что, согласно представленным документам, стаж работы Заборской М.Г. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил 29 лет 4 дня. При условии сдачи страхователем сведений и отсутствии отвлечений за период работы с 1 января 2021 г. по 3 октября 2021 г. специальный стаж истца составит 29 лет 9 месяцев 6 дней.
Из трудовой книжки Заборской М.Г. следует, что она работала в КГБУЗ "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко" (до переименования Новоалтайская центральная городская больница, ММП "Новоалтайская городская больница", МУЗ г. Новоалтайска "Новоалтайская городская больница", МУЗ г. Новоалтайска "Новоалтайская городская больница имени Л.Я. Литвиненко) в спорные периоды с 12 марта 1990 г. по 12 августа 1990 г, с 13 октября 1990 г. по 28 февраля 1991 г, с 2 марта 1991 г. по 2 июня 1991 г, с 18 июня 1991 г. по 10 декабря 1991 г, с 15 октября 1992 г. по 6 декабря 1992 г, с 8 декабря 1992 г. по 10 января 1993 г, с 17 января 1993 г. по 22 февраля 1993 г, с 15 июня 1993 г. по 6 декабря 1993 г, с 1 января 1994 г. по 27 января 1994 г, с 20 июля 1994 г. по 10 августа 1994 г, с 24 сентября 1994 г. по 26 сентября 1994 г, с 29 сентября 1994 г. по 3 апреля 1995 г, с 22 ноября 1996 г. по 31 декабря 1996 г, с 3 мая 1997 г. по 6 июля 1997 г. медсестрой палаты новорождённых родильного дома, медсестрой палаты новорождённых физиологического отделения родильного дома, медсестрой палаты новорождённых обсервационного отделения родильного дома, медсестрой палат недоношенных.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Заборской М.Г. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы как один год и шесть месяцев) периодов работы в медицинских учреждениях только при условии того, что работа протекала в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в перечне, в течение полного рабочего дня.
Поскольку в спорные периоды истец работала в должности медицинской сестры палат новорождённых, палаты новорождённых не имели хирургического профиля, истец непосредственно в родовспоможении не участвовала, уход за новорождёнными, в том числе уход за недоношенными детьми, не может быть расценён как хирургический профиль, который предполагает проведение манипуляций (операций), непосредственно связанных с нарушением целостности тканей и органов человека, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для зачёта спорных периодов работы Заборской М.Г. в специальный страховой стаж в льготном исчислении.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 4 октября 2021 г.) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29 октября 2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила N 1066 от 22 сентября 1999 г.);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781 от 29 октября 2002 г.).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названа должность операционной медицинской сестры.
Аналогичные нормы по исчислению периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялись и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
В разделе II Перечня учреждений, организаций и должностей, работы в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим в период работы Заборской М.Г. с 1 марта 1990 г. по 1 октября 1993 г, указаны медицинские сестры независимо от наименования должности, осуществляющие работу в больничных учреждениях всех типов и наименований. При этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, даёт право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемым для учёта периодов деятельности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имевшей место до 1 января 1992 г, льготного исчисления стажа работы в учреждениях здравоохранения, не предусмотрено.
Согласно Списку от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Списком от 22 сентября 1999 г. N 1066, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Заборской М.Г. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, в разделе "Наименование должностей" поименована должность медицинской сестры. При этом льготное исчисление специального стажа предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 и пункт 1 Перечня от 22 сентября 1999 г. N 1066).
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривается льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях включается в специальный стаж как один год и 6 месяцев.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 г. N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Стационар включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.
Согласно Приказу Минздрава России от 29 января 1999 г. N 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Письмом Минздрава России от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 дано разъяснение о том, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет" льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Из письма Минздрава России следует, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Из изложенного следует, что к отделениям хирургического профиля родильного дома (как самостоятельного учреждения либо как структурного подразделения больницы) относятся структурные подразделения, предназначенные для оказания родовспоможения.
Согласно Положению об отделениях для новорождённых и недоношенных детей городских и областных больниц, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 20 апреля 1983 г. N 440, отделения для новорождённых и недоношенных детей детских городских и областных больниц являются структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, основными задачами отделения являются оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорождённым, создание оптимальных условий выхаживания детей. Проведение операционных вмешательств и хирургических манипуляций новорождённым в задачи отделения новорождённых не входят.
Приказом Минздрава СССР от 8 апреля 1980 г. N 360 было утверждено Положение о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций. Согласно пункта 5 Положения о медицинской сестре (палатной) по обслуживанию новорождённых акушерских стационаров, медицинская, сестра по обслуживанию новорождённых осуществляет оказание новорождённым надлежащего ухода и лечения в соответствии с назначением лечащего врача, контроль за санитарно-гигиеническим содержанием палат и прилегающих к ним помещений, целостность и сохранность находящегося в её ведении медицинского и хозяйственного оборудования, контроль за работой младшего медицинского персонала.
Разрешая заявленные Заборской М.Г. требования, правильно применив вышеприведённое правовое регулирование, установив отсутствие доказательств того, что в обязанности медсестры палаты новорождённых акушерского отделения входило оказание медицинской помощи с выполнением каких-либо хирургических манипуляций, суд первой и апелляционной инстанций пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы Заборской М.Г. в специальный страховой стаж в льготном исчислении (один год работы как год и шесть месяцев).
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие указанные выводы основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что Заборская М.Г. работала медицинской сестрой палат новорождённых акушерского отделения, акушерское отделение является отделением хирургического профиля, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют об обоснованности заявленных ею требований, так как доказательств того, что, будучи медицинской сестрой палаты новорождённых истец выполняла работу хирургического профиля, в материалы дела не представлено. Характер работы медицинской сестры палаты новорождённых и операционной медицинской сестры акушерского отделения различны. Время работы в подразделении отделения хирургического профиля стационара, напрямую не связанном с данным профилем, не подлежит включению в специальный страховой стаж в льготном исчислении.
На основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, касающихся характера работы Заборской М.Г. в спорные периоды и выполняемых ею должностных обязанностей, суд первой и апелляционной инстанции пришёл к обоснованным выводам о том, что Заборская М.Г. работала медицинской сестрой палат новорождённых акушерского отделения, которые не являются отделением хирургического профиля стационара и работа в которых не даёт права на исчисление специального стажа в льготном исчислении.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, по существу сводятся к несогласию Заборской М.Г. с произведённой судами оценкой доказательств и оспариванию установленных ими обстоятельств, послуживших основанием к отказу в удовлетворении заявленных ею требований, что не может служить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Заборской Марины Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.