Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-79/2022; УИД: 02RS0006-01-2022-000057-44 по иску Адагызова Валерия Михайловича к администрации муниципального образования "Улаганский район" о взыскании невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Адагызова Валерия Михайловича на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Адагызов В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Улаганский район" (далее по тексту также МО "Улаганский район") о взыскании невыплаченной пенсии, мотивируя требования тем, что с января 2000 г. по август 2019 г. он работал на муниципальных должностях, в августе 2019 г. уволился в связи с достижением предельного возраста. Стаж муниципальной работы составил 19 лет 6 месяцев, общий трудовой стаж 49 лет 10 месяцев. После увольнения истец устно обратился к специалисту администрации О. по поводу перечня документов для назначения пенсии по выслуге лет, которая пояснила, что истцу для получения пенсии по выслуге лет необходим стаж муниципальной службы 20 лет, истцу не хватает 6 месяцев стажа. Таким пояснением ответственного специалиста истец был введен в заблуждение. В сентябре 2021 года случайно узнал от коллеги, что работники районной прокуратуры выявили незаконную трактовку положений закона о стаже, после чего истец обратился с заявлением в администрацию района о перерасчете пенсии в период с октября 2019 года по октябрь 2021 года, но получил письменный ответ с пояснением, что пенсия за выслугу лет назначается с момента письменного обращения, перерасчет не предусмотрен.
Впоследствии неоднократно уточняя заявленные требования, истец просил взыскать невыплаченную пенсию с 5 августа 2019 г. по 5 октября 2021 г. в размере 83553, 60 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, указав, что работник бухгалтерии ввела в заблуждение истца, в течение более двух лет он находился в угнетенном состоянии, глубоко переживал, что не доработал стаж для получения пенсии по выслуге лет, ходил по инстанциям для решения проблемы, состоит на учете у "данные изъяты" и "данные изъяты"
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г, иск Адагызова Валерия Михайловича к администрации МО "Улаганский район" о взыскании невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда, оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Адагызов В.М. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что с 1 января 2007 г. Адагызов В.М. замещал должности консультанта по военно-мобилизационной работе администрации МО "Улаганский район", 5 августа 2019 г. трудовой договор расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
5 октября 2021 г. Адагызов В.М. обратился в администрацию МО "Улаганский район" с заявлением установленной формы о назначении пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов.
Распоряжением администрации МО "Улаганский район" N от 15 октября 2021 г. Адагызову В.М, замещавшему должность консультанта по военно-мобилизационной работе администрации МО "Улаганский район", назначена пенсия за выслугу лет в сумме 3213 рублей 60 копеек с 15 октября 2021 г, стаж муниципальной службы 19 лет 5 месяцев.
Поскольку истец обратился в администрацию МО "Улаганский район" с заявлением установленной формы о назначении пенсии 5 октября 2021 г, пенсия подлежала назначению с 1 октября 2021 г.
Установив, что пенсия за октябрь 2021 года на день вынесения оспариваемого решения выплачена в полном объеме - в размере, назначенном распоряжением N от 15 октября 2021 г. - 3213 руб. 60 коп, учитывая, что назначение пенсии носит заявительный характер, заявление о назначении пенсии по выслуге лет подано 5 октября 2021 г. и пенсия за выслугу лет выплачивается с октября 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания пенсии за выслугу лет за период с 5 августа 2019 г. по 5 октября 2021 г. в размере 83553, 60 рублей и взыскании компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и их правовым обоснованием.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Право на пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплено в числе основных прав муниципального служащего. Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2017 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 3 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 г. N 26-РЗ "О муниципальной службе в Республике Алтай" муниципальными правовыми актами может устанавливаться минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих в размере не выше предусмотренного законодательством Республики Алтай минимального размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих.
На момент возникновения спорных правоотношений пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в МО "Улаганский район", осуществлялось в соответствии с Порядком назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Улаганский район", принятым Постановлением администрации МО "Улаганский район" N от 20 декабря 2011 г, действовавшим до 31 декабря 2021 г. (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка, муниципальный служащий, претендующий на назначение пенсии за выслугу лет, подает заявление о назначении пенсии за выслугу лет по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку, с указанием реквизитов лицевого счета в кредитной организации, руководителю соответствующего органа местного самоуправления или отраслевого (функционального) органа администрации МО " "адрес"", наделенного правами юридического лица, в котором он замещал должность муниципальной службы перед увольнением. Одновременно с заявлением предоставляет документы, предусмотренные пунктом 14 Порядка. Муниципальный служащий вправе обратиться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости без ограничения срока путем подачи соответствующего заявления.
Заявление о назначении пенсии за выслугу лет регистрируется в день его подачи (получения по почте) специалистом по кадрам органа местного самоуправления (пункт 16 Порядка).
Согласно пункту 21 Порядка пенсия за выслугу лет назначается распоряжением администрации МО "Улаганский район" с 1-го числа месяца, в котором муниципальный служащий обратился за ней, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности). Днем обращения за назначением пенсии за выслугу лет считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами, предусмотренными в п.14 Порядка кадровой службой.
Исходя из Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Улаганский район", принятым Постановлением администрации МО "Улаганский район" N от 20 декабря 2011 г, установление пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, и соответственно, необходимо обращение истца к руководителю соответствующего органа местного самоуправления администрации МО "Улаганский район".
Обращение истца за назначением пенсии за выслугу лет влияет на момент назначения и начала выплаты пенсии.
Из материалов дела следует, что впервые истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в октябре 2021 г. и ответчиком данное заявление удовлетворено, в соответствии с Порядком назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Улаганский район" истцу назначена пенсия с октября 2021 г. Ранее октября 2021 г. истец не обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Устное обращение по вопросу о назначении пенсии за выслугу лет не свидетельствует о соблюдении истцом вышеуказанного Порядка.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного Порядком назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Улаганский район", суд правильно пришел к выводу, с которым согласилась апелляционная инстанция, что пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом по пенсионному обеспечению местного самоуправления получены заявление о назначении пенсии и все необходимые документы, так как назначение пенсии по выслуге лет обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, следовательно, пенсия по выслуге лет не может быть назначена автоматически по возникновению права.
Таким образом, правильным является вывод судов, что пенсия по выслуге лет подлежала назначению Адагызову В.М. с 1 числа месяца, в котором он обратился за ней - с октября 2021 года.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы, в том числе о наличии оснований для взыскания невыплаченной в период с 5 августа 2019 г. по 5 октября 2021 г. пенсии, повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Адагызова Валерия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.