Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-367/2022 (УИД 38RS0003-01-2021-005288-84) по иску прокуратуры Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Сёмина Владимира Александровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о включении периода в страховой стаж с учетом уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по кассационному представлению прокуратуры Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокуратура Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Сёмина Владимира Александровича (далее - Сёмин В.А.) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, ответчик) о включении периода в страховой стаж с учетом уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В обоснование требований указывала на то, что по обращению Сёмина В.А. прокуратурой Падунского района г. Братска Иркутской области проведена проверка исполнения пенсионного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что Сёмин В.А. с 19 августа 2019 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Страховая пенсия по старости назначена бессрочно из расчета его страхового стажа продолжительностью 24 года 8 месяцев 22 дня.
Также установлено, что Сёмин В.А. за период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г. (равный 6 месяцам и 24 дням) оплатил страховой взнос в размере 12 000 руб, однако ответчиком указанный период не включен Сёмину В.А. в страховой стаж.
Между тем, возникновение у Сёмина В.А. права на зачет в страховой стаж периода, обязательства по внесению страховых взносов за который исполнены в полном объеме, не может быть поставлено в зависимость от сроков отражения платежей на лицевом счете и негативным образом влиять на его пенсионные права, фактическим нарушением которых явился отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в присвоении Сёмину В.А. звания "Ветеран труда" по причине недостаточности страхового стажа.
Прокуратура Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Сёмина В.А. просила суд включить в страховой стаж Сёмина В.А. период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г, с учетом оплаченных Сёминым В.А. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. исковые требования прокуратуры Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Сёмина В.А. удовлетворены. В страховой стаж Сёмина В.А. включен период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г, с учетом уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 мая 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования прокуратуры Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Сёмина В.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Заявленное прокуратурой Иркутской области ходатайство о приобщении документов, полученных после рассмотрения дела, оставлено без удовлетворения судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационного представления судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сёмин В.А. с 2 октября 2017 г. состоял на учёте в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области как физическое лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, как лицо постоянно проживающее на территории Российской Федерации, на которое не распространяется обязательное пенсионное страхование.
22 февраля 2019 г. Сёмин В.А. произвел уплату 12 000 руб. с указанием назначения платежа - страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии.
24 июля 2019 г. Сёмин В.А. снят с учета в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области как физическое лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
24 июля 2019 г. Сёмин В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, которая ему назначена с 19 августа 2019 г.
20 сентября 2019 г. Сёмин В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением с просьбой учесть страховой стаж за 2019 год в справке для присвоения звания "Ветерана труда".
Согласно ответу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 1 октября 2019 г, на основании уплаченной 22 февраля 2019 г. Сёминым В.А. суммы страховых взносов в размере 12 000 руб. в страховой стаж истца без признака территориальных условий подлежит зачёту период с 1 января 2019 г. по 25 мая 2019 г. Информация об уплате страховых взносов в 2019 г. подлежит включению в индивидуальный лицевой счёт в 2020 г.
Согласно сведениям ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Братску" от 5 июля 2021 г, Сёмин В.А. 2 сентября 2019 г, 29 мая 2019 г, 5 апреля 2021 г, 19 мая 2021 г. обращался с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда Иркутской области", распоряжениями Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 12 сентября 2019 г, 23 апреля 2020 г, 1 июня 2020 г, 3 июня 2021 г. в удовлетворении заявлений Сёмину В.А. о присвоении звания "Ветеран труда" отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
июля 2021 г. в ОПФР по Иркутской области прокуратурой Падунского района направлено представление об устранении нарушений требований пенсионного законодательства и включении Сёмину В.А. периода с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г. равный 6 месяцам 24 дням, за который Сёминым В.А. были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд России в страховой стаж.
18 августа 2021 г. ОПФР по Иркутской области в адрес прокурора направило ответ, в котором указано, что по результатам рассмотрения представления прокуратуры было отказано во включении в страховой стаж Сёмина В.А. периода уплаты им страховых взносов, поскольку данные сведения отражены на индивидуальном лицевом счёте зарегистрированного лица. Дополнительно указано, что Сёмину В.А. был произведён перерасчёт размера пенсии с учётом уплаты им страховых взносов с момента её назначения. Продолжительность страхового стажа имеет значение для приобретения права на пенсию, для определения размера пенсии продолжительность страхового стажа, имевшего место после 1 января 2015 г. не учитывается.
Согласно справке ОПФР по Иркутской области N 2152(э) от 2 февраля 2022 г, Сёмин В.А. является получателем страховой пенсии по старости с 19 августа 2019 г. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По состоянию на день назначения страховой пенсии по старости Сёмину В.А, его выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержала сведения о страховом и специальном стаже включительно по 31 декабря 2017 г, в результате продолжительность страхового стажа составила 24 года 9 месяцев 19 дней.
Согласно справке МИЦ Пенсионного фонда России N 101-21-000-8770-3657 от 21 мая 2021 г. о назначенных пенсиях и социальных выплатах, продолжительность страхового стажа, учтённого при установлении страховой пенсии Сёмину В.А, составляет 24 года 8 месяцев 22 дня.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд России в силу статьей 4 и 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является единственным уполномоченным органом, обладающим полномочиями по установлению продолжительности страхового стажа гражданина, от продолжительности которого зависит наличие, либо отсутствие у Сёмина В.А. права на присвоение звания "Ветеран труда". Внесение в 2020 г. в индивидуальный лицевой счёт истца информации об уплате истцом страховых взносов в 2019 г, несмотря на осуществленный ответчиком перерасчёт страховой пенсии по старости, не восстановило прав истца, поскольку не увеличило указываемую МИЦ Пенсионного фонда России данных о продолжительности страхового стажа, учтённого при установлении страховой пенсии по старости, что привело к нарушению прав Сёмина В.А. в присвоении Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области звания "Ветеран труда" по причине недостаточности трудового (страхового) стажа.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что из представленных доказательств, представленного пенсионного дела Сёмина В.А. следует, что еще до подачи искового заявления в суд, пенсионный орган включил в страховой стаж Сёмина В.А. период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г, с учётом оплаченных Сёминым В.А. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование для учёта данного периода как страхового стажа.
Принимая во внимание, что какого-либо спора между пенсионным органом и Сёминым В.А. по вопросам своевременного назначения страховой пенсии по старости, её размеру, перерасчёту, срокам назначения и выплате в рамках настоящего дела истцом не заявлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии какого-либо спора о защите пенсионных прав между Сёминым В.А. и ОПФР по Иркутской области, в связи с чем, отменил решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационного представления не опровергаются.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пунктом 35 Приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", действовавшего в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежегодно - до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом (сведения о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Пунктом 36 Приказа Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", действующим в настоящее время, также предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на индивидуальные лицевые счёта застрахованных (зарегистрированных) лиц ежегодно - до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом (сведения о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно справке ОПФР по Иркутской области от 18 мая 2022 г. 29 мая 2020 г. был сформирован и выгружен расчётный документ с содержанием данных об уплаченных Сёминым В.А. взносах в размере 12 000 руб. и страховой стаж за период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г, в этот же день сведения включены в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Сёмина В.А. от 18 мая 2021 г. сформированного по данным на 1 апреля 2021 г. также следует, что период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2021 г. учтен ОПФР по Иркутской области и отражен в его лицевом счёте.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица от 14 января 2022 г, на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица на имя Сёмина В.А. период уплаты страховых взносов истцом в размере 12 000 руб. с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г. отражён и учтён как страховой стаж.
Учитывая изложенное, установив, что ОПФР по Иркутской области период с 1 января 2019 г. по 24 июля 2019 г. отражён и учтён как страховой стаж в лицевом счете застрахованного лица Сёмина В.А. еще до подачи иска по данному делу в суд, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что какого-либо спора между пенсионным органом и Сёминым В.А. по вопросам своевременного назначения страховой пенсии по старости, её размеру, перерасчёту, срокам назначения и выплате в рамках настоящего дела истцом не возникло и не заявлено истцом, а потому в связи с отсутствием нарушенного права истца ответчиком ОПФР по Иркутской области суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что исходя из заявленных исковых требований, предполагаемым нарушенным правом Сёмина В.А. прокурор фактически указывает отказ исполнительного органа государственной власти Иркутской области, уполномоченный Правительством Иркутской области, которым является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на основании сведений, представляемых пенсионным органом. Между тем, в установленном порядке отказ в присвоении звания "Ветеран труда" не был обжалован истцом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суд апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом апелляционной инстанции не допущено.
Приведенные в кассационном представлении доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов суда не опровергли.
Несогласие заявителя кассационного представления с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.