Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-14/2022 (УИД 38RS0017-01-2021-002320-98) по иску Полынникова Вячеслава Анатольевича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полынников Вячеслав Анатольевич (далее - Полынников В.А, истец) обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г, частично удовлетворены исковые требования Полынникова В.А. За Полынниковым В.А. признано право на получение социальной выплаты в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" общей площади в размере 45 097 руб.
Решение суда было обращено к немедленному исполнению. До настоящего времени решение суда ответчиками не исполнено. Полынников В.А. каких-либо денежных средств, причитающихся ему по случаю утери жилого помещения, не получил, вынужден проживать в съемном жилье, что критически сказывается на его финансовом состоянии.
Полынников В.А. просил суд обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства, удостоверяющего право Полынникова В.А. на социальную выплату в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в размере, предусмотренном подпунктом 3 пунктов 25 и 26 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", т.е. исходя из нормы жилой площади в 18 кв.м. и стоимости 1 кв. метра общей площади в размере 45 097 руб.; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство, удостоверяющее право Полынникова В.А. на социальную выплату в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения,
расположенного по адресу: "адрес" в размере, предусмотренном подпунктом 3 пунктов 25 и 26 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", т.е. исходя из нормы жилой площади в 18 кв.м. и стоимости 1 кв. метра общей площади в размере 45 097 руб.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г..исковые требования Полынникова В.А. удовлетворены. На ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче свидетельства, удостоверяющего право Полынникова В.А. на социальную выплату в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере, предусмотренном подпунктом 3 пунктов 25 и 26 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", т.е. исходя из нормы жилой площади в 18 кв.м. и стоимости 1 кв. метра общей площади в размере 45 097 руб.
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать свидетельство, удостоверяющее право Полынникова В.А. на социальную выплату в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в размере, предусмотренном подпунктом 3 пунктов 25 и 26 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", т.е. исходя из нормы жилой площади в 18 кв.м. и стоимости 1 кв. метра общей площади в размере 45 097 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 10 октября 2019 г. Полынников В.А. признан членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Гоголя, д. 37, Н.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г, за Полынниковым В.А. признано право, как члена семьи Н, на социальную выплату в рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 25 и пункта 26 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области", то есть исходя из нормы жилой площади в 18 кв.м, и стоимости 1 кв. метра общей площади в размере 45097 руб.
Согласно ответу ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" N01-02-15898 от 26 ноября 2021 г. на заявление Полынникова В.А. от 24 ноября 2021 г, в адрес ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" поступило два заявления в отношении одного утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" Первое заявление поступило от собственника указанного помещения, который его, как члена семьи собственника, не указал в заявлении и которому социальная выплата предоставлена. Второе заявление поступило от него, однако собственником утраченного жилого помещения он не является, в заявлении собственника в качестве члена семьи не указан. В связи с вышеизложенным, учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства.
Из ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 января 2020 г. в адрес Полынникова В.А. следует, что согласно Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области" члены семьи не вправе самостоятельно обращаться за предоставлением социальной выплаты. Это право принадлежит либо собственникам, либо нанимателям жилых помещений. В том числе состав членов семьи также определяется собственниками (нанимателями) жилых помещений. Расчет социальных выплат осуществляется с учетом всех членов семьи. Приобретенное жилое помещение оформляется в собственность всех членов семьи. Исходя из обращения, его мать Н. не изъявила желания включать его в состав членов семьи и получила социальную выплату без его учета.
Из ответа Нижнеудинского городского суда от 1 сентября 2021 г. на заявление о выдаче исполнительного листа по гражданскому делу следует, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества, либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий. Исполнительные листы на основании судебных актов, содержащие признание права, судом не выдаются, т.к. правовой эффект вынесенного судом по делу решения достигается одним лишь фактом вступления его в законную силу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, исходя из того, что вступившее в законную силу решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2019 г. о признании за Полынниковым В.А. права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области" ответчиками не исполнено до настоящего времени, социальная выплата истцом не получена, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что Полынников В.А. неоднократно обращался с заявлениями о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, однако в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ему было отказано. Право Полынникова В.А. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено вступившим в законную силу решением суда, исполнение которого в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
6) указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты (далее - решение суда о признании права).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 10, 11 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 1 сентября 2022 г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
В соответствии с пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (пункт 19 Положения).
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов (пункт 23 Положения).
Таким образом, в силу пунктов 6, 11 названного Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты. Гражданин, право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением в срок до 1 сентября 2022 г. включительно обращается с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Поскольку решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2019 г, вступившим в законную силу, за Полынниковым В.А. признано право, как члена семьи Н, на предоставление социальной выплаты, то он имел право на обращение с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания).
С учетом того, что за Полынниковым В.А. признано право на предоставление социальной выплаты, срок обращения истцом соблюден, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований в силу пункта 18 Положения для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований истца являются законными и обоснованными.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии у истца права на предоставление социальной выплаты, поскольку собственником жилого помещения Н. реализовано право на получение свидетельства с учетом иного члена семьи, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку данные доводы не подлежат повторному рассмотрению с учетом вступившего в законную силу решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2019 г, которое не исполнено на момент вынесения судебных актов по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационные жалобы не содержат. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.