Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Благодатских Г.В, Жуленко Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0009-01-2021-001179-42 по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Закаменск ЖКХ" о понуждении установить общедомовые приборы учета тепловой энергии
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Закаменск ЖКХ" на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 6 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к ответчику о понуждении установить общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что ООО "Закаменск ЖКХ" не осуществило деятельность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
20 февраля 2021 г. генеральному директору ООО "Закаменск ЖКХ" вынесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. По данному факту 10 ноября 2021 г. прокурором района в отношении генерального директора ООО "Закаменск ЖКХ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, просмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора 08 декабря 2021 г. генеральный директор ООО "Закаменск ЖКХ" признан виновным в совершении административного вышеуказанного правонарушения.
Прокурор района просил суд обязать ООО "Закаменск ЖКХ" установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в 53 многоквартирных домах в срок до начала отопительного сезона 2024-2025 г.г.
Решением Закаменского районного суда Республики Бурятия от 8 февраля 2022 г. исковые требования прокурора Закаменского районного суда Республики Бурятия удовлетворены частично.
На ООО "Закаменск ЖКХ" возложена обязанность в срок, до начала отопительного сезона 2024-2025 г.г. установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных в г. Закаменск Республики Бурятия по следующим адресам: "адрес"
С ООО "Закаменск ЖКХ" в доход бюджета МО "Закаменский район" взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 6 июня 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ООО "Закаменск ЖКХ" - Дамбаева Л.C. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с нарушением норм материального и процессуального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. Кассатор выражает несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу. Указал на то, что установка общедомовых приборов учета при отсутствии технической возможности не обеспечит эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, не будет способствовать энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Кроме того, возложение на ответчика данной обязанности противоречит целям Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г, в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Прокурором республики Бурятия на кассационную жалобу представлены возражения.
Прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г. возражала против доводов кассационной жалобы, полагала об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 февраля 2016 г. между администрацией МО ГП "город Закаменск" и ООО "Закаменск ЖКХ" заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения в г. Закаменск, принадлежащих МО ГП "г. Закаменск" на праве собственности.
Согласно данному концессионному соглашению, предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению жителям г. Закаменск осуществляется ресурсоснабжающей организацией - ООО "Закаменск ЖКХ".
В соответствии с Уставом ООО "Закаменск ЖКХ" основными видами хозяйственной деятельности общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Прокуратурой Закаменского района Республики Бурятия проведена проверка и установлено, что многоквартирные дома, находящиеся в зоне обслуживания ООО "Закаменск ЖКХ", расположенные в "адрес", не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, что не оспаривается сторонами.
20 февраля 2021 г. генеральному директору ООО "Закаменск ЖКХ" вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое ответчиком не исполнено.
По указанным обстоятельствам 10 ноября 2021 г. прокурором в отношении генерального директора ООО "Закаменск ЖКХ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора 08 декабря 2021 г. генеральный директор ООО "Закаменск ЖКХ" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, разрешая спор и руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115- ФЗ "О концессионных соглашениях", ст. 2, 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 5, 9, 12, 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что вышеуказанные многоквартирные дома не являются ветхими, аварийными, не подлежат сносу или капитальному ремонту, а сети инженерно-технического обеспечения ООО "Закаменск ЖКХ" имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования данных домов, пришёл к выводу что ООО "Закаменск ЖКХ" обязан был установить общедомовые приборы учета, поскольку обязанность по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов возложена законом на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе тепловой энергией и горячей водой, к каковым относится и ООО "Закаменск ЖКХ", которое не выполнило работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с частями 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 г, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 г, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2008 г. N 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
Оценив представленные по делу доказательства, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что именно на ресурсоснабжающую организацию Законом об энергосбережении возложена обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета (то есть их установке и вводу в эксплуатацию), и если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, то последняя обязана компенсировать понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы на установку общедомовых приборов учета.
При этом, судами верно указано на отсутствие оснований для освобождения ООО "Закаменск ЖКХ" от обязанности по оборудованию многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, предусмотренной Федеральным законом N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку представленные в обоснование отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета акты обследования многоквартирных домов составлены с нарушением Порядка заполнения акта обследования, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 485/пр. Кроме того, при рассмотрении дела стороной ответчика не названы конкретные причины, по которым установление общедомовых приборов учета является невозможным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств и обстоятельств дела.
Между тем, такие доводы не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 6 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Закаменск ЖКХ" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.