Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-59/2022 по административному исковому заявлению Алхасовой Насимат Магамедшафиевны, первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Дербента, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента"
по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан, администрации городского округа "город Дербент" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан Акаевой А.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционных жалоб представителя административного истца Алхасовой Н.М. - Кахриманова Д.А. и представителя административного истца первого заместителя прокурора Республики Дагестан - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, объяснения представителя заинтересованного лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан Багандовой М.А, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
27 мая 2016 г. Правительством Республики Дагестан принято постановление N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" (далее также Постановление N 148).
Указанное постановление официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 31 мая 2016 г. (номер опубликования 0500201605310006) и в издании "Дагестанская правда" от 22 июня 2016 г. N 154-162.
Алхасова Н.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском, в котором просила признать Постановление N 148 недействующим в полном объеме, как принятое с превышением полномочий органа государственной власти субъекта. Нарушение прав и законных интересов административный истец связывает с расположением в результате издания оспариваемого постановления в зоне регулируемой застройки Р-1, на которую распространяются установленные постановлением запреты и ограничения, находящегося в собственности земельного участка.
Первый заместитель прокурора Республики Дагестан также обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать Постановление N 148 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, также сославшись в качестве основания заявленных административных исковых требований на нарушение Правительством Республики Дагестан компетенции при принятии оспариваемого постановления.
Определением суда от 20 января 2022 г. административные дела по административным искам Алхасовой Н.М. и первого заместителя прокурора Республики Дагестан объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г. административные исковые заявления удовлетворены, Постановление N 148 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах административный ответчик Правительство Республики Дагестан, заинтересованное лицо администрация городского округа "город Дербент" просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительства Республики Дагестан представителем административного истца Кахримановым Д.А. представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из преамбулы Закона об объектах культурного наследия, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 25 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
На 26-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30 июня 2003 г. по 5 июля 2003 г. в г. Париже, было принято решение о включении средневекового архитектурного наследия города Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под наименованием "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
На 43-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30 июня 2019 г. по 10 июля 2019 г. в г. Баку утверждена обновленная схема территории объекта всемирного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" и его буферной зоны, опубликованная на официальном сайте Центра всемирного наследия (https://whc.unesco.org/en/list/1070/multiple=1&unique_number=1247).
Государственная охрана объектов культурного наследия, входящих в состав объекта культурного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", включенного в Список всемирного наследия, осуществляется в Российской Федерации в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 3133.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. N 153-р выявленный объект культурного наследия "Достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", расположенный в городе Дербенте Республики Дагестан, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с возложением на Министерство культуры Российской Федерации обязанности осуществить включение указанного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 2721 выявленные объекты культурного наследия, согласно приложению N 1 к этому приказу, включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Дербентская цитадель "Нарын-Кала", VI - XIX века (Республика Дагестан, г. Дербент), с утверждением границ территорий указанных в приложении N 1 объектов культурного наследия согласно приложению N 2.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Как следует из приложения N 1 к оспариваемому Постановлению N 148, нормативным правовым актом утверждены 30 охранных зон, а также границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Приложение N 3 содержит в себе режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента.
При этом, описания единых охранных зон N 1 и N 2, охранных зон N 3, N 4, N 6, N 9, N 12, N 13, N 27, N 28, N 30 содержат в себе указание на то, что входящие в состав указанных охранных зон объекты - ансамбль "Дербентская цитадель "Нарын-Кала", VI-XVIII века" и объекты культурного наследия, расположенные на территории Старого города являются компонентами номинации "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", охраняемые под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия закреплено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия).
Согласно пункту 8 статьи 6 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан" принятие решения об установлении, изменении и прекращении существования зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждение требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан с учетом требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 названного Закона, решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - в соответствии с Федеральным законом Правительством Республики Дагестан по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения - Правительством Республики Дагестан;
в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - Правительством Республики Дагестан по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположен объект культурного наследия.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемым нормативным правовым актом утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе, объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Список всемирного наследия, и установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны, т.е. разрешен вопрос, относящийся к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
Признавая Постановление N 148 недействующим полностью, суд исходил из того, что границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Дербента, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам, были утверждены в качестве и в границах объединенной зоны охраны, имеющей в рамках действующего правового регулирования самостоятельное правовое положение, утверждаемой на основании специально разрабатываемого проекта объединенной зоны охраны.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
По запросу суда апелляционной инстанции в материалы дела были представлены проект зон охраны к оспариваемому Постановлению N 148, акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия города Дербента, содержащий положительное заключение к проекту.
Из представленных Министерством культуры Российской Федерации суду апелляционной инстанции сведений в письме от 14 сентября 2022 г. следует, что проект зоны охраны объектов культурного наследия г. Дербента поступил в адрес Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России 22 мая 2015 г, по результатам рассмотрения был согласован и направлен в адрес Минкультуры Дагестана письмом от 28 августа 2015 г. Письмом Минкультуры России от 28 января 2016 г. был согласован проект постановления Правительства Республики Дагестан "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента", на основании которого Правительством Республики Дагестан издано оспариваемое Постановление N 148.
Таким образом, материалами административного дела, с учетом истребованных новых доказательств судом апелляционной инстанции, подтверждается соблюдение Правительством Республики Дагестан требований действующего законодательства, в том числе предусмотренных статьей 34 Закона об объектах культурного наследия, статьей 20 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан", к установлению в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
Из пояснений административного ответчика, позиции Министерства культуры Российской Федерации по настоящему делу следует, что оспариваемым Постановлением N 148 зоны охраны установлены для объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (принятых на государственную охрану) в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации, а не в отношении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Из представленного по запросу суда апелляционной инстанции проекта зон охраны объектов культурного наследия к оспариваемому Постановлению N 148 (том 4, утверждаемая часть), выполненного ФГУП "Институт по реставрации памятников истории и культуры "СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ" в 2015 г, на государственной охране в Дербенте состоит 36 объектов культурного наследия федерального значения и 216 - регионального. Объект Всемирного культурного наследия включает в себя: 1) "Цитадель" (Нарын-Кала), 11 объектов культурного наследия федерального значения и культурный слой, 2) "Старый город" (достопримечательное место) включает 18 объектов культурного наследия федерального значения, в том числе примыкающие к Старому городу участки Северной и Южной стены и 12 объектов - регионального, 3) "Крепостные сооружения Дербента" состоит из двух участков: "Северная стена" и "Южная стена", в территорию которой входят 2 объекта федерального значения - "Маяк" и "Сырцовая стена".
Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. охрана объектов культурного наследия, входящих в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" осуществляется в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах которого утверждены приказом Минкультуры России от 18 декабря 2015 г. N 3133. Зоны охраны к достопримечательному месту не утверждены.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимание доводы стороны административного ответчика, заинтересованных лиц Министерства культуры Российской Федерации, Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан о том, что территории объектов культурного наследия в настоящем случае пересекаются, в том числе часть объектов культурного наследия федерального и регионального наследия являются компонентами объекта культурного наследия, охраняемого под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и в отношении самого объекта Всемирного наследия зоны охраны, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам оспариваемым Постановлением N 148 не были установлены.
Между тем согласно разъяснениям, приведенным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, судам необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Из раздела проекта зон охраны "Границы территорий охранных зон памятников" следует, что охранные зоны объектов Всемирного наследия, федерального и регионального значения на территории Дербента состоят из 30 участков. Раздел проекта "В. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" устанавливает ограничения на хозяйственную деятельность на этих территориях и всех видов строительства. При этом указано на то, что в городе Дербенте, древняя часть которого является объектом всемирного культурного наследия, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта запроектированы в качестве зон охраны именно этой, наиболее ценной части города.
Из описания раздела 4 "Границы и режимы содержания (регламент) территорий объектов культурного наследия и зон охраны" проекта зон охраны следует, что для исторического поселения - города Дербента определяются и устанавливаются территории памятников и зоны охраны объектов культурного наследия в составе, в котором выделено описание "А-1. Территория достопримечательного места", с описанием границ территорий объектов Всемирного культурного наследия и предложением установления режима территории достопримечательного места. При этом в разделе проекта "Б. Охранные зоны объектов культурного наследия (памятников)" указано, что для охранных зон объектов всемирного культурного наследия в проекте не выделялся особый регламент содержания и использования этих территорий.
Судебная коллегия, проанализировав оспариваемое Постановление N 148 в части описания границ установленных зон, границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам, с учетом представленного проекта зон охраны, полагает, что оно не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, поскольку допускает его толкование в части возможности распространения действия в отношении объектов всемирного культурного наследия.
При этом предусмотренные оспариваемым Постановлением требования устанавливают иные по сравнению с утвержденными Приказом Минкультуры России от 18 декабря 2015 г. N 3133 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", расположенного в г. Дербент, Республика Дагестан" требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты, что в условиях созданной правовой неопределенности могут привести к возможности осуществления запрещенной названным Приказом Минкультуры России N 3133 деятельности в отношении объектов Всемирного культурного наследия, расположенных в пределах установленных Постановлением N 148 охранных зон.
С учетом изложенного выводы суда о наличии оснований для признания Постановления N 148 не действующим полностью по причине превышения компетенции Правительства Республики Дагестан на его принятие являются ошибочными, решение суда подлежит отмене. При этом оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Постановление N 148 должно быть признан недействующим в части, судебная коллегия, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает, что оно подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г. отменить, принять новое решение, которым признать недействующим со дня вступления настоящего определения в законную силу постановление Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.