Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Артамоновой Т.А. и Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца ООО "Русь-98" по доверенности - Штомпель А.Н. на решение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года по административному делу по административному иску ООО "Русь-98" об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Русь-98" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим со дня принятия пункты NN 13 892-13 895 Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752, определяющих Перечень имущества на 2021 год и пункт N 14 045 Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321, определяющих Перечень имущества на 2022 год.
Административный истец обосновывает свои требования тем, что принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания: с кадастровыми номерами: N, представляющие собой комплекс АЗС, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Включение помещений в Перечни на 2021 и 2022 года не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 г. заявленные требования удовлетворены частично. Из Перечней на 2021-2022 годы исключены здания с кадастровыми номерами: N В иске об исключении из Перечней на 2021-2022 годы здания с кадастровым номером N отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца ООО "Русь-98" по доверенности - Штомпель А.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, принять в указанной части новое решение, которым исключить из Перечней на 2021-2022 года нежилое здание с кадастровым номером N, признав недействующим с момента принятия оспариваемые пункты Перечней.
По мнению административного истца, судом неверно дана оценка доводам административного ответчика о включении указанного объекта в Перечни на 2021 и 2022 годы согласно документам технического учета в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ как торговый центр (комплекс).
Согласно толковому словарю Ожегова С.И. автосалон - это выставка новейших образцов автомобилей, автомобильной техники. Термин "автосалон" не является тождественным термину "магазин-салон", следовательно, помещения с назначением "автосалон", расположенные в здании с кадастровым номером N не могут быть учтены в качестве торговых помещений. В связи с чем, указанное здание не могло быть включено в Перечни на 2021-2022 годы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Зафиров С.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил изменить решение суда, принять в указанной части новое решение, которым исключить из Перечней на 2021-2022 годы нежилое здание с кадастровым номером N признав недействующим с момента принятия оспариваемые пункты Перечней.
Прокурор Костюк А.И. также просил оставить решение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что вывод суда первой инстанции в части необоснованного включения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N в оспариваемый Перечень на 2021 год является обоснованным, что не оспаривается подателем апелляционной жалобы. При этом из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N обоснованно включен в Перечни на 2021-2022 годы.
Так, согласно техническому плану от 23.07.2015 года, выполненному на основании технического плана от 01.07.2010 года, назначение и наименование находящихся в нем помещений, общей площадью не менее 20% общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов.
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля.термины и определения.ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (п. 38), специализированный магазин (п. 40) и магазин-салон (п. 46). При этом магазин-салон - это специализированный магазин с площадью зала от 18 кв.м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом; в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что автосалон является разновидностью магазина-салона.
Согласно Приказу минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" автосалоны предусмотрены кодом "0408" группы "4". Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения".
Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 года по делу N 66а-915/2021 и в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2021 года по делу N 88а-30243/2021 по административному исковому заявлению ООО "Русь-98" об оспаривании аналогичных Перечней на 2019 и 2020 годы в части включения в них этих же объектов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ представлены доказательства, подтверждающие полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.
28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК N 2752, 27 декабря 2021 года - приказ ДИО КК N 3321, которыми на 2021-2022 годы утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложениям к данным приказам.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые приказы ДИО КК являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых приказов ДИО КК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Федеральный законодатель, устанавливая такой налог, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый, в том числе, для целей применения повышенной ставки налога на имущество организаций.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение, в том числе, торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что нежилые здания с кадастровыми номерами: N включены в Перечень на 2021 год, нежилое здание с кадастровым номером N в Перечни на 2021-2022 годы в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) о назначении, находящихся в них помещений.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, ООО "Русь-98" принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами: N
Назначение указанных зданий "нежилое", наименования:
- нежилого здания с кадастровым номером N - "здание автосалона";
- нежилого здания с кадастровым номером N - "сервисный центр по обслуживанию автомобилей";
- нежилого здания с кадастровым номером N "операторская АЗС N7";
- нежилого здания с кадастровым номером N - "мойка".
Нежилые здания с кадастровыми номерами N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N
Вид разрешенного использования указанных земельных участков "эксплуатация зданий и сооружений АЗС, автостоянки и подъездного пути к ним".
Приведенный вид разрешенного использования земельного участка частично соответствует видам разрешенного использования, содержащимся в строке с кодом 4.9.1 ""Объекты дорожного сервиса", 4.9.1.1 "Заправка транспортных средств", Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Указанные виды разрешенного использования по своему содержанию включены в вид разрешенного использования "предпринимательство" (код 4.0).
Согласно положениям вышеуказанного Классификатора, вид разрешенного использования земельного участка "предпринимательство" подразумевает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, содержание данного вида включает в себя 18 самостоятельных видов разрешенного использования земельного участка, часть из которых не предусматривает размещение на земельных участках ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме этого, сам по себе вид разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений АЗС, автостоянки и подъездного пути к ним" является смешанным и допускает размещение на нем объектов недвижимости смешанного назначения, соответственно, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для включения зданий с кадастровыми номерами: N в оспариваемые Перечни, без проверки иных критериев, определенных в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Указанное согласуется со сложившейся судебной практикой вышестоящих судов (например, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2019 года по делу N 5-АПА19-141, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2020 года по делу N 39-АПА19-11, Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 октября 2020 года по делу N 88а-20871/2020 и другие).
Проверяя сведения, содержащиеся в технической документации на спорные объекты недвижимости, судом установлено следующее.
Согласно техническим паспортам, составленным Филиалом ГУП КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по Кущевскому району по состоянию на 17 июля 2015 года, и поэтажной экспликации к ним:
- здание с кадастровым номером N включает помещения "мастерская", "комната отдыха", "дизель-генераторная", "компрессорная";
- здание с кадастровым номером N включает помещения "кабинет", "операторская", "коридор", "котельная";
- здание с кадастровым номером N включает помещения "мойка", "склад", "коридор", "приемная".
Таким образом, назначение данных помещений, указанное в документах технического учета (инвентаризации), не предусматривает размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания.
Само по себе наименование здания с кадастровым номером N "операторская АЗС N 7" не свидетельствует об отнесении данного объекта к торговому в том значении, которое определено в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, автозаправочной станцией признается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям (ГОСТ Р 51303-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-с).
Вместе с тем, перечисленные выше характеристики здания с кадастровым номером N и перечень помещений в нем, содержащиеся в технической документации, безусловно не свидетельствуют о его соответствии приведенным положениям ГОСТ Р 51303-2013, и, следовательно, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям.
Согласно актам обследования от 3 февраля 2021 года, составленным сотрудником государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль", нежилые здания с кадастровыми номерами N являются отдельно стоящими, территория, на которой они расположены, огорожена, доступ запрещен.
Данными документами не подтверждается, что указанные здания фактически используются как административно-деловой центр и (или) торговый центр (комплекс). Кроме этого, они составлены после формирования Перечня на 2021 год.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что здания с кадастровыми номерами N не подпадают под условия, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение их в Перечень на 2021 год является необоснованным.
Включение здания с кадастровым номером N в Перечни на 2021-2022 года, как предназначенного для размещения торговых объектов, суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерным. При этом суд исходил из следующего.
Согласно техническому паспорту, составленному Филиалом ГУП КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по Кущевскому району по состоянию на 17 июля 2015 года, указанное здание, площадью 509, 1 кв.м, включает в себя помещения, наименование которых "автосалон" (445, 6 кв.м.), "кабинет" (19, 2 кв.м.), "касса" (2, 9 кв.м.), "коридор" (5, 4 кв.м.), "туалет" (7, 7 кв.м), "коридор" (2, 4 кв.м.), "щитовая" (9, 9 кв.м.), "склад" (18, 4 кв.м.).
Таким образом, назначение помещений площадью более 20% площади здания в соответствии с документом технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости предусматривает размещение торговых объектов.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (пункт 38), специализированный магазин (пункт 40) и магазин-салон (пункт 46).
При этом магазин-салон - это специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 кв.м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом; в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса.
Анализ приведенных норм дает убедительную основу для вывода о том, что автосалон является разновидностью магазина-салона.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" автосалоны предусмотрены кодом "0408" группы "4. Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения".
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, а также приведенная законодательно закрепленная терминология свидетельствуют о том, что здание с кадастровым номером N является торговым объектом, в том значении, которое придается статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, включение его в Перечни на 2021-2022 годы является правомерным.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований административного иска в части признания незаконным включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N в Перечень на 2021 год. В удовлетворении требований, касаемых исключения нежилого здания с кадастровым номером N из Перечней на 2021-2022 годы, суд обоснованно отказал.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией судов, изложенной в апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2021 года по делу N 66а-915/2021, оставленным без изменения кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 года.
Обстоятельства, установленные апелляционным и кассационным судами, не изменились в юридически значимый период, а именно, при формировании Перечней на 2021-2022 годы.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.