Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Катанаевой А.С., Печуриной Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-970/2022 по апелляционной жалобе административного истца Алексеева Александра Артемовича
на решение Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 г, вынесенное по административному иску Алексеева Александра Артемовича об оспаривании нормативных правовых актов в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 г.).
Пунктом 39429 Перечня на 2019 г, пунктом 39225 Перечня на 2020 г, пунктом 39572 Перечня на 2021 г, пунктом 40100 Перечня на 2022 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N; площадью 1979, 60 кв.м; по адресу: "адрес".
Алексеев А.А, являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Краснодарский краевой суд с административным иском о признании не действующими указанных пунктов Перечней на 2019-2022 годы, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечни спорного объекта.
Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Цыкало И.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Костюк А.И. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не находит.
Судебная коллегия признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется, и является законным, обоснованным.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Каких - либо особенностей определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" не устанавливает.
Как следует из материалов дела и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, Алексееву А.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание с кадастровым номером N; площадью 1979, 60 кв.м; назначение: "нежилое"; наименование "нежилое здание"; расположенное по адресу: "адрес"; расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования: "строительство и эксплуатация административных зданий, офисов, контор". Административный истец является собственником данного земельного участка.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 20 июля 2022 г. N 27-12019- ГС/22, земельный участок с кадастровым номером N внесен в кадастр недвижимости 9 октября 2005 г. с видом разрешенного использования: "ИЖС".
27 февраля 2009 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером N изменен вид разрешенного использования на "строительство и эксплуатация административных зданий, офисов, контор".
Последующих изменений вида разрешенного использования в ЕГРН не выявлено.
Нежилое здание включено в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором он расположен - "строительство и эксплуатация административных зданий, офисов, контор", который предполагает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N совпадает с кодом 1.2.7 "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 и вышеуказанным кодом Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, следовательно, соответствует необходимым критериям, установленными названными выше нормами регионального и федерального законодательства, позволяющими отнести здание с кадастровым номером N к административному деловому центру.
Учитывая приведенные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вид разрешенного использования земельного участка является определенным, его буквальное прочтение позволяет прийти к выводу о возможности размещения на нем офисных зданий административного назначения, то есть категорий объектов, обозначенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение Краснодарского краевого суда является законным и обоснованным. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены данного решения суда не могут.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Алексеева А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.