Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борякова А.Н. на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Борякова А.Н. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании недействительным и отмене распоряжения.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Боряковой А.Н. и её представителя Григорьева А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Манаевой М.Ю. и заинтересованного лица Власовой М.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борякова А.Н. обратилась в Надеждинский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края (далее - Администрация), в котором просила признать недействительным (отменить) распоряжение Администрации от 23 ноября 2020 года N 2238-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Власовой М.В, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства" (далее - Распоряжение от 23 ноября 2020 года N 2238-р).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1019 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
7 октября 2020 года Борякова А.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв. м.
28 декабря 2020 года административному истцу дан устный ответ о том, что в перераспределении земельного участка по его заявлению будет отказано, поскольку границы испрашиваемого к образованию земельного участка накладываются на границы земельного участка, схема расположения которого утверждена Распоряжением от 23 ноября 2020 года N 2238-р.
По мнению Боряковой А.Н, указанное распоряжение противоречит требованиям земельного законодательства, а также нарушает её права и охраняемые законом интересы.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 27 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Боряковой А.Н. было отказано.
12 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Боряковой А.Н, поданная ею 8 августа 2022 года через Надеждинский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием изложенных в них выводов судов обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Надеждинского районного суда Приморского края и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьёй 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 3).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Боряковой А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1019 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 166 м. по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 20 сентября 2020 года сделана регистрационная запись N.
8 октября 2020 года Борякова А.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, к которому приложила схему расположения на кадастровом плане территории испрашиваемого к перераспределению земельного участка общей площадью 1318 кв. м.
23 ноября 2020 года за исходящим N 6129 Администрация со ссылкой на положения пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказала административному истцу в утверждении представленной им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав на то, что испрашиваемый к образованию земельный участок накладывается на испрашиваемый ранее земельный участок, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена Распоряжением от 23 ноября 2020 года N 2238-р.
По делу также установлено, что 18 сентября 2020 года в Администрацию поступило заявление Власовой М.В. о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1901 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 263 м. по направлению на юго-запад от ориентира - земельного участка, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которому также прилагалась схема расположения испрашиваемого к перераспределению земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2045 кв. м.
Распоряжением от 23 ноября 2020 года N 2238-р Власовой М.В. утверждена предложенная ею схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; образованный в результате перераспределения земельный участок площадью 2045 кв. м. поставлен на кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера N; а 14 декабря 2020 года между Администрацией и Власовой М.В. заключено соглашение N о перераспределении земельных участков (в отношении земельного участка с кадастровым номером N).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Надеждинский районный суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что оспариваемое в рамках настоящего дела Распоряжение от 23 ноября 2020 года N 2238-р принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением требований действующего законодательства, оснований для отказа Власовой М.В. в утверждении схемы расположения испрашиваемого ею к перераспределению земельного участка на кадастровом плане территории у Администрации не имелось, данное распоряжение прав административного истца, заявление которого о перераспределении земельных участков поступило к административному ответчику позже заявления Власовой М.В, не нарушает.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу обжалуемых судебных актов, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определяется порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
К числу оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации относит полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк.
Из анализа содержания приведённых норм следует, что наложение или совпадение границ испрашиваемого к образованию земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, либо с границами уже образованного и поставленного на кадастровый учёт земельного участка является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как уже указывалось выше, Власова М.В. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, а также земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, 18 сентября 2020 года, то есть еще до того момента как Борякова А.Н. стала собственником земельного участка с кадастровым номером N (29 сентября 2020 года) и обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельных участков (8 октября 2020 года).
При таких обстоятельствах заявление Власовой М.В. подлежало рассмотрению ранее рассмотрения заявления Боряковой А.Н.
Кроме того, сформированный на основании Распоряжения от 23 ноября 2020 года N 2238-р земельный участок уже поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера N, и в отношении него между Администрацией и Власовой М.В. 14 декабря 2020 года заключено соглашение N 313 о перераспределении земельных участков.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что при принятии оспариваемого распоряжения Администрация нарушила требования пункта 6 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, являются необоснованными.
Из имеющихся в материалах дела доказательств не следует, что формирование земельного участка по заявлению Власовой М.В. привело к невозможности использования земельного участка, принадлежащего Боряковой А.Н, по его целевому назначению, создало препятствия рациональному использованию либо охране земель.
Так, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела схемы расположения земельных участков, обосновано указал в решении, что после образования земельного участка с кадастровым номером N у Боряковой А.Н. остаётся возможность осуществить проезд (проход) к принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером N
Приведённые в кассационной жалобе иные доводы не содержат указаний на обстоятельства, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии суда апелляционной инстанции, изложенные в принятых по делу решении и апелляционном определении, имели бы юридическое значение для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование правовых норм не означают, что при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций была допущена судебная ошибка, которая привела к принятию неправильного решения по делу.
Таким образом, при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борякова А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.