Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска Китляева Р.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в котором, с учётом последующего уточнения административных исковых требований, просил: возложить на Администрацию обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги - улицы Столичная, Римская в городе Хабаровске; в течение трёх месяцев со дня изготовления документации подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей автомобильных дорог - улиц Столичная, Римская в городе Хабаровске; в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать освещение автомобильных дорог по улицам Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция", утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 783 (далее - СниП 23-05-95*).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверок, проведённых прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, было установлено, что расположенные в городе Хабаровске автомобильные дороги по улицам Столичная и Римская фактически являются бесхозяйными. Они не значатся в реестрах федерального имущества и краевого государственного имущества, а также не значатся в реестре муниципального имущества; не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск"; земельные участки под указанными автомобильными дорогами не сформированы, на кадастровом учёте не стоят; их техническая инвентаризация и паспортизация не проведены; содержание данных автомобильных дорог не осуществляется. Кроме того, прокурорской проверкой установлено, что освещение автомобильных дорог по улицам Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске не соответствует установленным действующим законодательством требованиям. Допущенное со стороны Администрации бездействие в вопросах осуществления дорожной деятельности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 августа 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент) и управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (далее - Управление).
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 декабря 2021 года административное исковое заявление прокурора Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края было удовлетворено: на Администрацию возложена обязанность в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги в городе Хабаровске - улицы Столичная, Римская; в течение трёх месяцев со дня изготовления технического паспорта подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию необходимые для принятия на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей автомобильных дорог в городе Хабаровске (улицы Столичная, Римская); в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать наружным освещением автомобильные дороги общего пользования - улицы Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95*. В удовлетворении административных требований к Управлению и Департаменту судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 декабря 2021 года оставлено без изменения; абзац пятый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильные дороги общего пользования - улицы Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске наружным освещением в соответствии с требованиями СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утверждённых приказом Министерства строительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 года N 777/пр (далее - СП 52.13330)".
19 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных ответчиков, поданная 28 июля 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края исходил из того, что расположенные в городе Хабаровске автомобильные дороги по улицам Столичная и Римская, которые не являются автомобильными дорогами федерального или регионального значения, в нарушение требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, в реестре муниципального имущества не значатся, паспортизация данных автомобильных дорог не проводилась, в связи с чем Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск", должна паспортизировать указанные автомобильные дороги и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке соответствующих автомобильных дорог на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Кроме того, суд первой инстанции указал в решении, что Администрация, учитывая требования СНиП 23-05-95* обязана обеспечить освещение автомобильных дорог по улицам Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске, которое в настоящее время отсутствует.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда по существу согласилась с выводами суда первой инстанции, уточнив лишь наименование нормативного правового акта, в соответствии с которым необходимо оборудовать наружное освещение автомобильных дорог по улицам Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске, заменив СНиП 23-05-95* на СП 52.13330.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской).
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на такой учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из указанных правовых норм, Администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом городского округа "Город Хабаровск", уполномочена на подачу заявления о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с чем необращение административного ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии перечисленных в решении автомобильных дорог на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Администрации оснований для постановки на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильных дорог, находящихся в пределах границ городского округа, является несостоятельным.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утверждённого приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, предусмотрено, что в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведённой в таблице 11.1.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509 (далее - Устав), определено, что к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения города Хабаровска (статья 41 Устава).
В данном случае, как верно указали суды нижестоящих инстанций, автомобильные дороги по улицам Столичная и Римская в городе Хабаровске в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, в реестре муниципального имущества городского округа не значатся.
Исходя из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, после истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт (в случае постановки на учёт линейного объекта - по истечении трёх месяцев) орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В свою очередь, местоположение и границы бесхозяйных автомобильных дорог, а также иные сведения, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, как следует из части 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежат указанию в декларации, обязанность по составлению которой в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 марта 2022 года N П/0072 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" возложена на органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся бесхозяйные объекты недвижимости.
В силу подпункта 4 пункта 9 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 22 июля 2015 года N 78-П (далее - ГОСТ 33388-2015), техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или её части. Первичный технический учёт проводится на вновь построенных, реконструированных и введённых в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учёта и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения её технического учёта.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, следовательно, учитывая что технические паспорта на автомобильные дороги по улицам Столичная и Римская в городе Хабаровске не изготавливались, суды обоснованно возложили на Администрацию соответствующую обязанность.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, предусматриваются "ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно пункту 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*".
Стационарное освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости; искусственное освещение (включающее в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи) должно обеспечивать в тёмное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Следовательно, указание суда апелляционной инстанции о применении в настоящее время СП 52.13330.2016, требованиям которого должно соответствовать освещение автомобильных дорог по улицам Боярская, Княжеская, Королевская, Столичная, Афинская, Римская, Троянская в городе Хабаровске, является правильным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.