Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Воробьевой Н.В. и Юдановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к администрации города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска", ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", ИП Комиссаренко Владимиру Николаевичу о возложении обязанности организовать водоотведение на территории муниципального образования, возмещении вреда путем возложения на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанности по восстановлению нарушенного состояния почв как компонента окружающей среды и об ограничении деятельности ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский"
по кассационной жалобе Лобач С.А. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобач С.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска", ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", ИП Комиссаренко Владимиру Николаевичу, в котором просила возложить на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанность по организации водоотведения на территории муниципального образования города Белогорска, исключив сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву в районе расположения дома N 3 по пер. Строительный и недалеко от него, вдоль городского коллектора от КНС-1 до КНС МПО-58 (МПС-58, МО-58), расположенного недалеко от указанного дома, включая географические координаты мест отбора проб воды и почв Росприроднадзором, а также территорию искусственных водных объектов (озер), соединенных между собой трубами, уложенными в грунт, путем разработки проектной документации системы водоотведения, в которой учесть: максимальные единовременные объемы коммунально-бытовых стоков от населения; максимальный объем сбросов отходов производства, ливневых стоков, который может единовременно сбросить в городскую систему водоотведения
ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" (при этом учесть объемы емкостей на очистных сооружениях завода, его производственных мощностей, с которых может осуществляться сброс); максимальные единовременные объемы стоков иных предприятий и организаций; максимальные объемы будущей ливневой канализации (строительство которой планируется в 2022 году); осуществления модернизации системы водоотведения города в соответствии с проектной документацией; изменения категории надежности электроснабжения канализационных насосных станций на всем протяжении до очистных сооружений и строительства на них дополнительных источников электрической энергии; выполнения иных действий для прекращения нанесения вреда окружающей среде, в том числе для прекращения затопления территории города, которое происходит в результате разлива неочищенных канализационных вод (стоков) на рельеф в зависимости от реальных причин остановки работы канализационной насосной станции и/или ее неспособности периодически перекачивать неочищенные канализационные воды (стоки); возмещении вреда путем возложения на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанности по восстановлению нарушенного состояния почвы как компонента окружающей среды путем устранения последствий разливов неочищенных канализационных вод и проведения рекультивации земель либо иных восстановительных работ на загрязненном участке, установив срок для разработки проекта рекультивации земель либо иных восстановительных работ - 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и об ограничении деятельности ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" до организации водоотведения, исключающего сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на территории города Белогорска.
Требования основаны на положениях Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивированы причинением вреда почвам, как компоненту окружающей среды, по причине разлива канализации на территории муниципального образования города Белогорска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзора по Амурской области.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 июля 2022 года, на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска" возложена обязанность организовать водоотведение на территории пер. Строительный г. Белогорска Амурской области, исключив сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на территории пер. Строительного г. Белогорска Амурской области в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Лобач С.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, услуги в сфере водоотведения на территории города Белогорска Амурской области предоставляет ООО "Водоканал города Белогорска".
28 октября 2021 года между муниципальным образованием города Белогорска и ООО "Водоканал города Белогорска" заключено концессионное соглашение N 2 в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального водоотведения муниципального образования города Белогорска, по условиям которого общество приняло на себя обязательство за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество, состав и описание которого приведены во втором разделе настоящего Соглашения, и осуществить водоотведение, в том числи и очистку сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировку сточных вод в границах муниципального образования.
Муниципальным образованием города Белогорска создано Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", основной целью которого является, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора в рамках проведения плановых выездных проверок в 2018-2021 годах по обращению Лобач С.А. осуществлены выезды и проведены обследования участка, расположенного в районе домов NN 1, 3 по пер. Строителей в г. Белогорске Амурской области.
На данном участке обнаружено истекание сточных вод из канализационного люка на почву, присутствие характерного запаха.
Согласно результатам испытаний специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" ЦЛАТИ по Амурской области (протоколы испытаний от 27 июля 2018 года N 142/2 гк, 46/4 гк(1), 46/4 гк (1), от 11 ноября 2019 года N 159/4 гк, от 3 июня 2021 года N 163/гк, от 24 июня 2021 года N 242/4 гк, от 30 сентября 2021 года N 590/1гк) установлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктами в 2, 7 раза, фенолами летучими в 25, 8 раза, фольмальдегидами в 2, 14 раза.
По результатам проверки Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора ООО "Водоканал города Белогорска" и должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации.
Согласно акта внеплановой выездной проверки от 23 декабря 2021 года осуществлен осмотр территории по месту нахождения канализационных колодцев, находящихся на балансе ООО "Водоканал города Белогорска", на участке КНС "МСП-58" и отбор проб (образцов) почвы.
Согласно экспертному заключению от 29 декабря 2021 года N 198 установлено превышение концентрации загрязняющих веществ, по показателям (по соотношению к фоновой пробе): фенолы летучие в пробе N 1 (канализационный колодец N 1) в 1.38 раза, в пробе N 2 (канализационный колодец N 2) в 1, 58 раза, нефтепродукты в пробе N 2 в 1, 29 раза, в пробе N 3 (канализационный колодец N 1) в 1, 6 раза, формальдегиды в пробе N 1 в 1, 14 раза, в пробе N 2 в 1, 6 раза.
По результатам проверки вынесено предписание N 12-05/2021-181-П-87 об устранении выявленных нарушений в срок до 5 мая 2022 года.
31 января 2022 года Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора в адрес ООО "Водоканал города Белогорска" направлено претензионное письмо о компенсации вреда окружающей среде в размере 97500 рублей в течение 30 дней со дня получения данного письма в связи с тем, что обществом допущено загрязнение земель вблизи дома N 3 по пер. Строительному в г. Белогорске.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", пришел к выводу о возложении обязанности по организации водоотведения на территории пер. Строительный г. Белогорска Амурской области, исключающее сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву, на Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска".
При этом суд исходил из того, что иные требования Лобач С.А. о возложении обязанности на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" являются способом исполнения решения суда о возложении обязанности по организации водоотведения.
Отказывая в удовлетворении требований о возмещении вреда путем возложения на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанности по восстановлению нарушенного состояния почв как компонента окружающей среды путем устранения последствий разливов неочищенных канализационных вод и проведения рекультивации земель либо иных восстановительных работ на загрязненном участке, установления срока для разработки проекта рекультивации земель либо иных восстановительных работ, об ограничении деятельности ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский", суд первой инстанции исходил из недоказанности необходимости рекультивации земельного участка, опасности причинения вреда в будущем.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем при рассмотрении спора судами не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Применительно к настоящему гражданскому делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования города Белогорска, город Белогорск является муниципальным образованием, наделенным Законом Амурской области статусом городского округа.
Следовательно, именно орган местного самоуправления (местная администрация) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе касающихся организации водоснабжения и водоотведения. Администрация города Белогорска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных городу федеральными законами и законами Амурской области (часть 1 статьи 47 Устава). К полномочиям администрации города Белогорска относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в порядке, определенном городским Советом (пункт 3 статьи 47 Устава). В собственности города Белогорска находятся виды имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения (часть 2 статьи 65 Устава).
Именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Созданное в структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска не является органом местного самоуправления. Так, пунктом 1.8 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", утвержденного решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 9 декабря 2011 года N 49/343, установлено, что учреждение является юридическим лицом, структурным подразделением администрации города Белогорска.
Между тем суды в нарушение приведенных норм права, возложили на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска" обязанность организовать водоотведение на территории пер. Строительного г. Белогорска Амурской области.
Кроме того, установив вину ООО "Водоканал города Белогорска" в загрязнении почвы неочищенными канализационными сточными водами на земельном участке вблизи дома N 3 по пер. Строительному в г. Белогорске, суды безосновательно освободили общество от исполнения обязательств, предусмотренных концессионным соглашением от 28 октября 2021 года N 2 и обязанностей, предусмотренных частью 3.1 статьи 1, статьей 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
При таких обстоятельствах судебные акты по данному делу подлежат отмене в полном объеме на основании части 1 стать 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и рассмотреть спор в соответствии с положениями действующего законодательства, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среде, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 июля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.