Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Кадочниковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-72/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" о признании не действующими в части:
постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год", постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год"
по апелляционным жалобам административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса и заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н, объяснения представителей Региональной энергетической комиссии Кузбасса Федоровой В.С. и публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Зуевой А.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционные жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" Шейко И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, тарифный, регулирующий орган, орган регулирования) от 31 декабря 2021 года N 981, опубликованным на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru, 31 декабря 2021 года, установлены тарифы и внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год" (далее - Постановление РЭК Кузбасса N 981).
Пунктом 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) вышеуказанного постановления ООО "Электросетьсервис" установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год в размере 65 788, 50 тыс. руб. и величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 5, 5500 млн. кВт/ч.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956, опубликованным на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru, 30 декабря 2021 года, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление РЭК Кузбасса N 956).
Пунктами 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения к Постановлению РЭК Кузбасса N 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год: ООО "Электросетьсервис" и ООО "Горэлектросеть"; ООО "Электросетьсервис" и ООО "ЕвразЭнергоТранс"; ООО "Электросетьсервис" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания"; ООО "Электросетьсервис" и ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"); ООО "Электросетьсервис" и ООО "ОЭСК"; ООО "Электросетьсервис" и ОАО "РЖД" (Западно - Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО РЖД); ООО "Электросетьсервис" и ООО ХК "СДС-Энерго"; ООО "Электросетьсервис" и ОА "Северо - Кузбасская энергетическая компания"; ООО "Электросетьсервис" и АО "Сибирская промышленная сетевая компания".
Общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" (далее также - ООО "Электросервис", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими с момента принятия приведенные выше нормативные положения постановления РЭК Кузбасса N N 981, 956, ссылаясь на несоответствие их Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства РФ N 1178), Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17 декабря 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Административный истец указывает, что при определении Обществу размера необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2022 год органом регулирования необоснованно исключена экономия на потерях электроэнергии в размере 19 809, 95 тыс.руб, расходы на оплату потерь в размере 3 112, 07 тыс. руб, неверно определена величина годового объема технологического расхода (потерь) в 5, 55 млн.кВт.ч, некорректно произведены корректировка баланса мощности и расчет плановой выручки.
Решением Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 года административные исковые требования ООО "Электросетьсервис" удовлетворены в части:
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год" признано не действующими со дня принятия в части установления пунктом 23 таблицы 2 приложения необходимой валовой выручки (без учета потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год в размере 65 788, 50 тыс. руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" признано не действующим со дня принятия в части пунктов 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год).
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит об отмене постановленного судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов жалобы выражает несогласие с выводом суда о необходимости оценки органом регулирования представленного Обществом в ноябре 2020 года, т.е с нарушением предусмотренного пунктом 14 Правил N 340 срока предоставления, отчета о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности в 2020 году, при том, что первоначально представленный отчет не содержал сведений, свидетельствующих о достижении организацией экономического эффекта от реализации проведенных мероприятий (плановых и фактических численных значений экономии от реализации мероприятий).
Указывает, что добавление для административного истца мощности в объеме 1, 251 МВт РЭК произведено во исполнение балансовых показателей, утвержденных приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года N 1299/21-ДСП, учитывая предшествующую указанному обстоятельству корректировку баланса мощности электросетевого котла. Указанное распределение являлось для органа регулирования обязательным с учетом данных Сводного предложения по технологическому расходу, было произведено пропорционально доле административного истца, выполнено в отношении всех сетевых организаций и является недискриминационным.
По мнению административного ответчика, вывод суда о неправомерном расчете органом регулирования плановой тарифной выручки на 2022 год исходя из двуставочного тарифа, в решении не мотивирован и не содержит ссылок на нормы материального права, нарушение которых было допущено ответчиком.
Отмечает, что оспаривание индивидуальных тарифов в условиях сохранения действия котловых тарифов нецелесообразным и не отвечающим целям и принципам государственного тарифного регулирования.
Кроме того полагает, что поскольку оспариваемый акт применялся и на основании данного акта были реализованы права и обязанности субъектов тарифного регулирования, нормативные акты не должны признаваться не действующими с дат их принятия.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ПАО "Россети Сибирь" со ссылкой на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в отказе от оценки приведенных указанным лицом доводов о дополнительных нарушениях РЭК Кузбасса положений тарифного законодательства (а именно - необоснованного распределения тарифным органом дополнительных объемов заявленной мощности не только административному истцу, но и всем сетевым организациям; установлением мощности потребителей-двуставочников по филиалу ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" на 2022 год в завышенном размере; некорректным расчетом органом регулирования одноставочных тарифов; установлением доходных индивидуальных тарифов, в том числе с ООО "Электросетьсервис", также просит об отмене судебного акта с принятием нового, содержащего выводы о нарушении прав не только истца, но и ПАО "Россети Сибирь".
Полагает, что с учетом положений части 7 статьи 213 КАС РФ суду надлежало дать оценку всем приведенным заинтересованным лицом доводам и отразить в решении вывод о том, что оспариваемые положения нарушают не только права истца, но и права ПАО "Россети Сибирь", поскольку ПАО "Россети Сибирь", учитывая избранный истцом способ защиты нарушенного права, лишилось возможности оспаривания этих же положений в рамках иного самостоятельного спора.
Относительно доводов апелляционных жалоб РЭК Кузбасса и ПАО "Россети Сибирь" административным истцом ООО "Электросетьсервис", а также участвующим в деле прокурором прокуратуры Кемеровской области- Кузбасса представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности и обоснованности решения Кемеровского областного суда.
Относительно доводов апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" РЭК Кузбасса в суд апелляционной инстанции представлены возражения, в которых выражено мнение об отсутствии оснований для оценки приведенных заинтересованным лицом доводов в рамках настоящего дела, в котором осуществляется защита прав ООО "Электросетьсервис".
В судебном заседании представитель РЭК Кузбасса Федорова В.С. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, выразив мнение о необоснованности доводов жалобы ПАО "Россети Сибирь".
Представитель ПАО "Россети Сибирь" Зуева А.А. просила об отмене решения Кемеровского областного суда по основаниям, указанным в жалобе. Позицию РЭК Кузбасса, изложенную в апелляционной жалобе ответчика, полагала необоснованной.
Представитель ООО "Электросетьсервис" Шейко И.В. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, выразив мнение о необоснованном отказе в удовлетворении требований истца в части установленного регулятором размера величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) (в размере 5, 5500 млн. кВт/ч.).
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела, в том числе об объявленном в судебном заседании 14 сентября 2022 года перерыве (до 14 часов 19 сентября 2022 года), извещены заблаговременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры их принятия, подписания и опубликования, а также требований к форме и виду. Одновременно с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные положения в части противоречат имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, что является основанием для признания их не действующими.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, признавая его постановленным при правильном применении и истолковании закона, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на полном и всестороннем исследовании по правилам статьи 84 КАС РФ собранных по делу доказательств.
В частности, судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Электросетьсервис" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
28 апреля 2021 года ООО "Электросетьсервис" обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год, предоставив обосновывающие материалы, по итогам рассмотрения которого регулирующим органом открыто дело об установлении тарифов на 2022 год.
27 сентября 2021 года ООО "Электросетьсервис" в связи с изменением состава электросетевого имущества в регулирующий орган представило дополнительные материалы.
По итогам проведения анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым определение НВВ предложений ООО "Электросетьсервис" произведено методом долгосрочной индексации. Долгосрочным периодом определены 2018 - 2022 годы.
Соглашаясь с выводом суда о том, что установленная Обществу пунктом 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) к постановлению РЭК Кузбасса N 981 необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2022 год в размере 65 788, 50 тыс. руб. не может быть признана экономически обоснованной, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 14 Правил N 340 требования к программам устанавливаются регулирующим органом с учетом поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля года, в котором требования к программе должны быть установлены (скорректированы) в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, предложений и поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом.
Судом установлено, что программа энергосбережения ООО "Электросетьсервис" на 2018 - 2022 гг. была представлена в регулирующий орган в 2017 году вместе с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2018 год и содержится в томе 38 открытого по рассмотрению указанного предложения дела.
В связи с принятием Постановления РЭК Кузбасса от 20 октября 2020 года N 267 "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса" (и признанием утратившим силу Постановления N 115, письмом от 22 января 2021 года РЭК Кузбасса указала Обществу на необходимость предоставления программы энергосбережения в срок до 1 мая года, предшествующего году начала реализации программы, а ежегодного отчета о выполнении программы до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Поскольку ООО "Элетросетьсервис" 29 января 2021 года в адрес регулирующего органа представило программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2018 - 2022 гг, а также отчеты о реализации программы за 2018 - 2020 годы, вывод суда о своевременности предоставления Обществом в адрес регулятора программы энергосбережения, вопреки утверждению ответчика, является верным.
Проанализировав положения абзаца 2 пункта 12 Правил регулирования, организации, осуществляющую регулируемую деятельность и установив, что дополнительные материалы на период регулирования с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года были направлены административным истцом почтовым отправлением в установленный законом срок и находилось в месте его получения адресатом с 03 ноября 2021 года до 26 ноября 2021 года (даты получения), судебная коллегия признает правильным также и вывод суда о том, что в условиях отсутствия для РЭК Кузбасса объективных препятствий к получению отправления до истечения периода, в течение которого организация может предоставить дополнительные материалы, периода (18 ноября 202121 года), своевременность действий ООО "Электросетьсервис" и их добросовестность не должны были подвергаться сомнению, в связи с чем программа энергосбережения и отчет о ее реализации за 2020 год, содержащий в совокупности с представленными к нему дополнительными материалами плановые и фактические показатели проведенных мероприятий в численном выражении, а также заявленная ООО "Электросетьсервис" сумма экономии на потерях электроэнергии подлежали оценке на предмет включения в НВВ административного истца.
При этом позиция суда о правомерном отказе регулирующего органа в оценке отчетов о реализации программ за 2018 год и 2019 год ввиду нарушения Обществом установленного пунктом 14 Правил N 340 срока их предоставления, основана на законе, является правильной.
Вопреки позиции представителя ООО "Электросетьсервис", озвученной в судебном заседании суда апелляционной инстанции, верным является также вывод суда о том, что установление административному истцу величины потерь электрической энергии и расходов на ее оплату выполнено органом регулирования в экономически обоснованном размере, а именно - в размере, указанном в предложении предприятия в соответствии со сводным прогнозным балансом, что в полной мере соответствует пункту 14 Основ ценообразования.
К данному выводу суд пришел, проанализировав положения пунктов 14, 80, 81, 40 (1) Основ ценообразования, а также подпункта "а" пункта 3, пунктов 4, 5, 7, 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, и с учетом установленных по делу обстоятельств о том, что величина потерь в электрической сети в размере 5, 5500 млн.кВт.ч. указана самим Обществом в заявке, после подачи которой административный истец в установленный законом срок (до 15 августа 2021 года) предложений по уточнению балансовых показателей в адрес РЭК Кузбасса не направлял.
В части судебной проверки соответствия актам большей юридической силы нормативных положений Постановления РЭК Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, пришел к правильным выводам о допущенном нарушении прав ООО "Электросетьсервис" избранным регулирующим органом способом корректировки баланса мощности.
Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) следует, что заявленная мощность это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Для расчета тарифов (цен) используются в том числе баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН; электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО; структура полезного отпуска электрической энергии по группа потребителей ЭСО (пункт 57 Методических указаний N 20-э/2).
Обращаясь с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год Обществом был представлен плановый баланс электроэнергии мощности, структура полезного отпуска.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО "Электросетьсервис" и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами, в подтверждение чего представлены документы о планируемых объемах поставляемой мощности.
В частности, согласно предложению ООО "Электросетьсервис" по состоянию на 24 сентября 2021 года, полученному регулирующим органом 27 сентября 2021 года, общее поступление в сеть составляло 11, 727 МВт, потери 1, 014 МВт, отпуск в смежные сетевые организации 1, 538906 МВт, полезный отпуск потребителям (Сбыт 1) 9, 173808 МВт.
Регулирующим органом утверждено общее поступление в сеть в размере 12, 977 МВт, при потерях в 0, 847 МВт, отпуске в смежные сетевые организации 1, 539 МВт, полезном отпуск потребителям 9, 340 МВт, добавлено 1, 251 МВт.
Приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года N 1299/21-ДСП величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области принята в объеме 2 483 МВт.
Регулятором во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России от 23 ноября 2021 года N 1299/21-ДСП (заявленная мощность потребителей 2 483 МВт), произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности равномерно на все организации, пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.
Административному истцу в связи с исполнением предписания ФАС России по СПБ к полезному отпуску конечным потребителям в 9, 34 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 1, 251 МВт, в связи с чем, величина заявленной мощности потребителей увеличилась.
Проанализировав материалы дела, и установив приведенные выше обстоятельства, областной суд сделал правильный и обоснованный вывод о том, что Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, вопреки представленным административным истцом сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в нарушении положениям приведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, необоснованно, в одностороннем порядке использовала величину заявленной мощности в размере, большем предложенного.
В свою очередь, неверное определение тарифным органом присоединенной (заявленной) мощность сетевой организации, с учетом того, что она является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, повлекло установление необоснованного индивидуального тарифа.
По изложенным выше основаниям судебная коллегия, исходя из требований части 7 статьи 213 КАС РФ, также признает обоснованным довод апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" о необоснованном увеличении органом регулирования величины заявленной мощности данной сетевой организации в размере 89, 02 МВт, учитывая, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный ответчик, несмотря на предложение об этом со стороны суда, не пожелал представить обоснованные возражения относительно позиции ПАО "Россети Сибирь" о некорректном определении для него величины заявленной мощности.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на судебный акт, принятый по иному административному делу, выводов суда в указанной части не опровергает и о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует, учитывая, что решение Кемеровского областного суда от 08 сентября 2021 года было принято в отношении иных фактических обстоятельств.
Из содержания баланса электрической энергии на 2022 год следует наличие у административного истца потребителей, рассчитывающихся с ним как по двуставочному, так и одноставочному тарифу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы областным судом сделан правильный вывод о том, что действующее законодательство в сфере тарифного регулирования не предусматривает проведения расчета тарифной выручки по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа - одноставочного или двухставочного.
При этом согласно пункту 81 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Абзацем 8 пункта 49 Методических указаний N 20-э/2 определено, что установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, исчерпывающий перечень которых приведен в таблице N П1.30.
При этом показатели, перечисленные в указанной таблице, не имеют разграничения по каждому потребителю и отдельно по одноставочному/двухставочному тарифам. Следовательно, расчет производится в целом, исходя из суммарного планового полезного отпуска электрической энергии по уровням напряжениям сетевой организации.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии противоречия оспариваемого постановления в части решения органа регулирования об установлении размера индивидуальных тарифов лишь по одному из двух вариантов, основан на неправильном толковании положений пункта 81 Основ ценообразования.
По этим же основаниям судебная коллегия признает обоснованным довод апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" о неправомерном установлении РЭК Кузбасса цен (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, получающим расчеты от иных потребителей, только по двуставочному тарифу, не только в отношении ООО "Электросетьсервис", но и в отношении иных сетевых организаций, являющихся субъектами спорного публичного правоотношения.
Между тем, отсутствие в обжалуемом решении выводов относительно доводов ПАО "Россети Сибирь", хотя и свидетельствует о неправильном применении судом требований части 7 статьи 213 КАС РФ, тем не менее, основанием к отмене или изменению решения не является, учитывая правильные в итоге выводы о противоречии оспариваемых актов нормативным положениям, имеющим большую юридическую силу, и наличии в связи с этим оснований для признания актов не действующими с даты их принятия.
Иные доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" предметом правовой оценки в рамках настоящего дела являться не могут, поскольку, учитывая приведенное административным истцом правовое обоснование заявленных требований, выходят за пределы правового регулирования предмета спора.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что отмена действия индивидуальных тарифов без отмены установленного Обществу размера необходимой валовой выручки не будет отвечает целям и принципам государственного тарифного регулирования, основанием для отказа в иске являться не может, учитывая специфику предмета административно-правового спора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, является правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания их не действующими с даты принятия нормативных правовых актов, поскольку признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса и публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.