Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-121/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании недействующими приказов министерства тарифной политики Красноярского края от 19 августа 2021 года N 32-э, от 19 августа 2021 года N33-э, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" на решение Красноярского краевого суда от 13 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу представителя Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, представителя общества с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" Чайка С.В, представителей общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" Александровой М.В, Монтаровской А.Д, представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Зининой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифной политики Красноярского края (далее также - Министерство) от 26 декабря 2019 года N573-п "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27 декабря 2018 года 32-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-2022 годы", откорректирована необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций на 2020 год, в том числе и для общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" (далее - ООО "Энергия Сибири", Общество).
26 декабря 2019 года Министерством принят приказ N 575-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", которым были откорректированы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год, в том числе и для ООО "Энергия Сибири".
Приказом Министерства от 30 января 2020 года N 1-э "Об исправлении технических ошибок в приказе Министерством тарифной политики Красноярского края N 575-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", были исправлены технические ошибки.
Решением Красноярского краевого суда от 26 октября 2020 года признаны недействующими: приказ Министерства от 26 декабря 2019 года N 573-п "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27 декабря 2018 года N 532-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-2022 годы" в части необходимой валовой выручки, установленной для ООО "Энергия Сибири"; приказ Министерства от 26 декабря 2019 года N 575-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установленных пунктами NN 23, 24, 53, 54, 57, 58, 145, 146, 193, 194, 195, 196 приложения к приказу индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии между ООО "Энергия Сибири" и иными сетевыми организациями на 2020 год.
Во исполнение решения суда Министерством 19 августа 2021 года вынесен приказ N 32-э "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года N 575-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ N 32-э).
Приказом Министерства от 19 августа 2021 года N 33-э "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 27 декабря 2018 года N 532-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-2022 годы", установлены индивидуальные предписания для ООО "Энергия Сибири" (далее - Приказ N33-э).
ООО "Энергия Сибири", являющееся сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия Приказа N 32-э и Приказа N 33-э. Требования мотивированы тем, что органом регулирования при определении необходимой валовой выручки Обществу на 2020 год, в нарушение требований Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования"), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э, приняты в экономически необоснованном размере расходы Общества по статьям затрат "Плата за аренду имущества в лизинг", неверно определены плановые объемы отпуска электроэнергии. В результате неправомерного уменьшения расходов ООО "Энергия Сибири" и неверного определения объема отпуска электроэнергии была неправомерно уменьшена необходимая валовая выручка Общества, что повлекло установление котловых и индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.
Решением Красноярского краевого суда от 13 апреля 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО "Энергия Сибири" Капустин М.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении требований. В обосновании жалобы указывает на то, что судом не дана оценка правомерности запроса Министерства о фактических расходах, понесенных в 2020 году по оспариваемой статье расходов, наличию фактической возможности исполнить его. Судом необоснованно сделан вывод в отношении расчетов по договору аренды с ООО "Искра". В решении суд не правильно не приводит договоры в ОАО "Краснокаменский" и ООО "СибЭнергоАктив", также не учитывает договор Общества с ООО "Крастехснаб-Капитал".
На апелляционную жалобу Министерством, ООО "Региональная сетевая компания", прокуратурой Красноярского края поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п, в компетенцию Министерства тарифной политики Красноярского края входит установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы и по этим основаниям не обжалуются.
В силу положений пункта 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац 16); в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 и (или) пунктом 38 Основ ценообразования (абзац 20).
Как установлено судом и следует из материалов дела, корректировка оспариваемыми Приказами N 32-э и N 33-э тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергия Сибири" на 2020 год осуществлена в целях исполнения вступившего 10 июня 2021 года в законную силу решения Красноярского краевого суда от 26 октября 2020 года.
С учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года пересмотру подлежала статья "Плата за аренду имущества и лизинг", Министерством подготовлено дополнительное экспертное заключение по данной статье расходов, размер расходов определен в сумме 5528, 58 тыс. рублей.
13 августа 2021 года в адрес ООО "Энергия Сибири" Министерством направлен запрос о необходимости предоставления расчета арендной платы на 2020 год, а также материалов, подтверждающих фактическую величину начисленной владельцем объектов основных средств (арендодателем) амортизации, фактически уплаченного налога и других обязательных платежей, связанных с владением имуществом, в разрезе договоров аренды, представленных в составе материалов тарифного дела о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.
17 августа 2021 года на запрос Министерства Обществом представлен расчет арендной платы на 2020 год на сумму 10 895, 29 тыс. рублей (с НДС), без предоставления материалов, подтверждающих фактическую величину начисленной владельцами основных средств (арендодателями) амортизации, уплаченного налога на имущество и других обязательных платежей, связанных с владением имуществом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности уменьшения органом регулирования расходов по статье затрат "Плата за аренду имущества и лизинг".
Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В силу подпункта 4 пункта 4 Приложения N 7 к Основам ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 27 Основ ценообразования при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Как установлено судом, Обществом в материалы тарифного дела договор аренды от 03 августа 2018 года с ООО "Искра" представлен не был; представление договора N 8-17/2017-эсх, заключенного в 2017 году, и ссылка не него в представленном 17 августа 2021 года в орган регулирования расчете, не может повлечь изменение установленного размера расходов по аренды, поскольку дата ввода объектов электроэнергетики в эксплуатацию в договоре не указана.
Поскольку в ответе на запрос Министерства от 13 августа 2021 года не была предоставлена информация по договорам аренды, заключенным в октябре 2019 года с ООО "Агорофирма "Учумская", ООО УК "Нанж", ТСЖ "Пригорное", ООО "Строймеханизация", ООО "Элитстрой", то оснований для принятия их при проведении расчетов не имелось.
Учет оборудования и объектов, предоставленных в пользование вышеперечисленными юридическими лицами по договорам аренды, в составе активов общества, не влечет безусловную обязанность учета договоров в составе арендной платы, так как законодательно предусмотрен специальный порядок расчета, обусловленный величинами амортизации и налога на имущество.
Выводы суда первой инстанции о правильном не учете органом регулирования договора с ООО "Крастехснаб-Капитал" в связи с переходом имущества в пользование ООО "СтройТрейд" являются верными, доводам административного истца в этой части в решении суда дана надлежащая оценка, иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы апеллянта об отсутствии фактической возможности исполнения запроса Министерства от 13 августа 2021 года, ссылка на положения пункта 19 Правил регулирования тарифов, не могут быть приняты во внимания судебной коллегией, поскольку ответ ООО "Энергия Сибири" от 17 августа 2021 года не содержал просьбы о предоставлении дополнительного времени для сбора и направления запрашиваемой информации.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.