Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-102/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании не действующими отдельных положений: приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 694-НПА "О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы"; приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 696-НПА "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для взаиморасчетов между сетевыми организациями Забайкальского края на 2022 год"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Забайкальского краевого суда от 07 июля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н, объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Вологдиной Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим изменению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА, опубликованным 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф), установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (далее также - Приказ N 660-НПА).
Пунктом 3 приложения N 2 к данному приказу установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД") в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на 2022 год в размере 351 466, 29 тыс. руб.
Приказом Региональной службы по тарифам Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 17 декабря 2021 года N 694- НПА "О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы" (далее - Приказ N 694-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА внесены изменения, в соответствии с которыми таблица приложения N 2 изложена в новой редакции; необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь для Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на 2022 год составила 357 543, 28 тыс.руб.
Приказом РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 696- НПА, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для взаиморасчетов между сетевыми организациями Забайкальского края на 2022 год (далее также - Приказ N 696-НПА).
Пунктом 4 приложения к данному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на 2022 год с разбивкой по полугодиям.
Приказы РСТ Зайбайкальского края N 694-НПА, N 696-НПА опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее также - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных выше нормативных положений с даты принятия нормативных правовых актов по мотиву их противоречия имеющим большую юридическую силу нормативным актам в сфере государственного тарифного регулирования, поскольку орган регулирования при корректировке НВВ Общества на 2022 год произвел корректировку фактически понесенных в 2020 году расходов на амортизацию основных средств исходя из плановой величины расходов на амортизационные отчисления на 2020 год в сумме 96 226, 81 тыс. руб, тогда как фактический размер амортизационных отчислений по объектам основных средств административного истца за 2020 год составил 111 078, 12 тыс. руб.
Решением Забайкальского краевого суда от 07 июля 2022 года Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 694-НПА и Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 696-НПА в оспариваемых частях признаны не действующими со дня принятия нормативных правовых актов с возложением на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обязанности принять заменяющие нормативные акты в признанных не действующими частях.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Вологдина Е.В. со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права просит постановленный судебный акт изменить в части приведенных в мотивировочной части решения выводов о правомерности действий РСТ Забайкальского края при корректировке на 2022 год НВВ организации по статье затрат "амортизация основных средств", указывая на неверное применение регулятором формулы 7 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, полагая, что тарифный орган был обязан учесть при корректировке НВВ фактический размер амортизации за 2020 год независимо от целевого характера средств ОАО "РЖД" и утвержденной для организации инвестиционной программы, поскольку фактический размер затрат превысил предусмотренные инвестиционной программой плановые показатели расходов по данной статье.
Относительно доводов апелляционной жалобы РСТ Забайкальского края, также участвующим в деле прокурором прокуратуры Забайкальского края представлены возражения, в которых выражено мнение о законности и обоснованности решения Забайкальского краевого суда.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" Вологдина Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. поддержала письменные возражения на жалобу.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших на них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 13.2.6 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края устанавливает на территории Забайкальского края цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры их принятия, подписания и опубликования, а также требований к форме и виду. Одновременно с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные положения противоречат имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, что является основанием для признания их не действующими.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, признавая его постановленным при правильном применении и истолковании закона, согласующимся с фактическими обстоятельствами дела и основанным на полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств.
Судом установлено, что Забайкальская дирекция по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
Долгосрочным периодом регулирования для Общества определен период 2020-2024 гг.
Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
29 апреля 2021 года Забайкальская дирекция обратилась в РСТ Забайкальского края с заявлением о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2022 год и предоставила обосновывающие материалы.
В рамках дела органом регулирования осуществлен расчет необходимой валовой выручки Общества, признана экономически обоснованной НВВ регулируемой организации на 2022 год в размере 357 543, 28 тыс. руб, при этом по статье "амортизация основных средств" - 0, 00 тыс. руб.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на второе полугодие 2022 года установлены в следующих размерах: одноставочный тариф - 1, 51539 руб./кВт.ч; в составе двухставочного тарифа ставка за содержание электрических сетей - 708 700, 46 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 310, 75 руб./МВт.ч.
В соответствии с абзацем двадцатым пункта 38 Основ ценообразования, пунктом 9 Методических указаний N 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Формула 9, применяемая при корректировке НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, предусмотрена пунктом 11 Методических указаний N 98-э, и включает в себя такой показатель как плановый размер финансирования инвестиционной программы.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями части 7 статьи 213 КАС РФ, пришел к выводу о том, что при проведении корректировки НВВ Забайкальской дирекции в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2020 год по формуле 9 Методических указаний N 98-э, орган регулирования применил неправильный показатель планового размера финансирования инвестиционной программы на 2020 год, приняв его в размере 144 695 тыс. руб, тогда как фактически в составе необходимой валовой выручки на 2020 год данный показатель был принят органом регулирования в размере 126 097 тыс. руб.
Поскольку указанная ошибка регулятора привела к определению НВВ Общества на 2022 год, являющейся основным экономическим показателем при расчете тарифов, в экономически необоснованном размере, суд пришел к выводу о противоречии приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 694-НПА, а также приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 696-НПА нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и необходимости в связи с этим признания их не действующими с дат принятия указанных актов, учитывая срочный характер правоотношений, которые они регулируют.
С данными выводами, которые судом полно и подробно мотивированы и участвующими в деле лицами не оспариваются, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ доказательствами.
Одновременно с этим суд первой инстанции отклонил доводы административного истца о неверной корректировке органом регулирования на 2022 год НВВ по статье затрат "амортизация основных средств", согласившись с позицией РСТ Забайкальского края о необходимости учета в составе НВВ при ее корректировке на 2022 год неподконтрольных расходов Общества по данной статье затрат на уровне их плановой величины на 2020 год, исходя из установленного самой организацией целевого назначения данных расходов, предназначенных для финансирования мероприятий утвержденной инвестиционной программы, скорректированной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 22 сентября 2020 года N 198-р, и установившей в качестве тарифных источников финансирования на 2020 год амортизационные отчисления в размере 96, 227 тыс. руб. и прибыль на капитальные вложения в размере 29 870 тыс. руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца данный вывод суда также основан на законе, является правильным.
Согласно абзацу двадцатому пункта 38 Основ ценообразования, пункту 9 Методических указаний N 98-э, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменения плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний N 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих методических указаний.
Из пункта 11 Методических указаний N 98-э следует, что корректировка неподконтрольных расходов производится по формуле 7 путем определения отклонения фактических расходов от утвержденных на год, предшествующий текущему году, в котором подается тарифная заявка. В последующие годы долгосрочного периода регулирования корректировка неподконтрольных расходов происходит с таким же временным шагом.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым данного пункта.
Проанализировав экспертное заключение на 2022 год, а также выписку из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 72, суд установил, что при корректировке неподконтрольных расходов по показателю "амортизация основных средств" тарифный орган учел разницу между утвержденными на 2020 год расходами в размере 96 226, 81 тыс. руб. и фактическими расходами за 2020 год в размере 96 226, 81 тыс. руб. на уровне плановой величины 2020 года (отклонение составило 0, 00 руб, ), поскольку данные затраты были заявлены организацией в качестве тарифного источника финансирование мероприятий утвержденной инвестиционной программы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что поскольку расходы на амортизацию основных средств в полном объеме применялись в качестве тарифного источника финансирования инвестиционной программы, корректировка рассматриваемой статьи расходов административного истца должна осуществляться во взаимосвязи с нормами, регулирующими порядок утверждения и исполнения инвестиционных программ.
Судом установлено, что утвержденная инвестиционная программа была скорректирована в установленном законом порядке лишь единожды, после чего какие-либо изменения в нее не вносились; итоговая величина расходов на амортизацию в качестве тарифных источников финансирования инвестиционной программы утверждены регулятором на 2020 год в размере 96 226, 81 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 977 в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти, ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта.
Поскольку из отчета по исполнению инвестиционной программы Забайкальской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" за 2020 год следует, что фактически Обществом за счет регулируемых тарифов (надбавок) выполнено мероприятий на сумму 126 096, 81 тыс. руб, источниками финансирования являлись прибыль в размере 29 870 тыс. руб, амортизация в размере 96 226, 81 тыс. руб, суд обоснованно заключил об отсутствии у органа регулирования обязанности корректировки затрат на амортизацию на сумму, большую чем 96 226, 81 тыс.руб.
Вывод суда о том, что основы ценообразования и инвестиционной деятельности в сфере электроэнергетики не содержат положений, предусматривающих возможность компенсации за счет тарифных источников фактических затрат свыше установленного на год объема финансирования, судебная коллегия признает правильным, основанным на верном истолковании материального права, в связи с чем основанная на ином толковании приведенных нормативных положений позиция административного истца, являясь ошибочной, не влияет на законность судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.