Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу жалобой государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на вступившие в законную силу решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении АО "Транснефть-Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. (далее также должностное лицо Росприроднадзора) от 10 ноября 2021 года АО "Транснефть-Дружба" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 270 000 рублей.
Решением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тамбовского областного суда от 29 июня 2022 года, названое постановление должностного лица Росприроднадзора было отменено, а производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Росприроднадзора Жданкин Д.С. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении АО "Транснефть-Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Законный представитель "Транснефть-Дружба" будучи уведомленным в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы, представил возражения, в которых указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на жалобу позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения АО "Транснефть-Дружба" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что на объект НПС "Малиновка", отнесенный ко II категории опасности, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п/о Черняное, поселок Дружба, не был оформлен годовой журнал движения отходов за 2020 год в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", что является нарушением требований данного приказа и п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По факту выявленных нарушений 21 октября 2021 года в отношении АО "Транснефть-Дружба" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора но Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. N 04-308/2021 от 10 ноября 2021 года АО "Транснефть- Дружба" привлечено к административной ответственности по указанной норме с назначением административного наказания.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, суд исходил из того, что данные учета движения отходов по объекту НПС "Малиновка" за 2020 год оформлены обществом 09 января 2021 года в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, действовавшего в течение отчетного периода.
Новый Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1028, вступил в силу с 1 января 2021 года, следовательно, его положения подлежали применению на отношения, возникшие после 1 января 2021 года.
Таким образом, судья пришел к выводу, что данные учета в области обращения с отходами по итогам 2020 года (по состоянию на 1 января 2021 года) должны обобщаться в срок, не позднее 10 января 2021 года в соответствии с положениями Порядка от 01.09.2011 N 721.
Сама по себе иная оценка доказательств по делу не может являться основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение данного лица.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки деяния общества на предмет наличия вины и доказанности состава административного правонарушения исключена.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует положениям части 1 статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При таких обстоятельствах решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении АО "Транснефть-Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении АО "Транснефть-Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Ю.А. Денисов
Копия верна:
судья Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.