Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черного Юрия Витальевича на решение Тверского районного суда г.Москвы от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 октября 2021 года, вынесенных по административному делу по административному исковому заявлению Черного Юрия Витальевича к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова" о признании незаконными действий и бездействия, связанных с обеспечением права инвалида на бесплатное высшее образование, обязании устранить допущенные нарушения прав, Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, объяснения представителя ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Назарковой Е.А, представителя Минобрнауки России Карповой А.С, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Черный Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова" указав на то, что он проходит обучение на лечебном факультете названного университета на договорной основе. Им успешно сдана сессия и он переведен на второй курс обучения, в отсутствие задолженностей по учебе и дисциплинарных взысканий. В июле 2020 года ему установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. С целью продолжения обучения на бюджетной основе, он обратился в деканат университета с заявлением о переходе с платного обучения на бесплатное, в чем ему было отказано в устной форме со ссылкой на то, что он не относится к лицам, имеющим право на такой переход.
Считая отказ незаконным, административный истец просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, связанные с обеспечением его права инвалида на бесплатное высшее образование; обязать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации издать положение о порядке реализации ст.19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части права лиц, которым инвалидность установлена в процессе обучения, на переход с контрактной на бесплатную форму получения высшего образования; обязать административных ответчиков обеспечить солидарно получение им, как инвалидом, бесплатного высшего образования с момента обращения путём перевода с контрактной на бесплатную форму обучения.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 марта 2022 года, Черный Ю.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как не соответствующих требованиям закона, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст.9 Закона N181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Этой же статьей закона определены основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, которые включают в себя в частности профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию.
В силу положений статьи 19 Закона N181-ФЗ, государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N273-ФЗ (в первоначальной редакции) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно статье 71 Закона N273-ФЗ (части 1 и 5) при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права:
1) прием без вступительных испытаний;
2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;
4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
5) иные особые права, установленные настоящей статьей.
Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Положениями статьи 34 (пункт 14 часть 1) Закона N273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 N 443 утверждён Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее - Порядок).
Пунктами 2 и 6 Порядка определено, что переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе (далее - вакантные бюджетные места). Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:
а) сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки "отлично" или "отлично" и "хорошо" или "хорошо";
б) отнесения к следующим категориям граждан:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
женщин, родивших ребенка в период обучения;
в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что решение о переходе принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией (далее - Комиссия) с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся). Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно пункту 8 Порядка, обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец Черный Ю.В. обучается на лечебном факультете МГМСУ им. А.И. Евдокимова на контрактной основе.
09 июля 2020 года истцу установлена инвалидность по заболеванию, полученному в период военной службы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Черным Ю.В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административные ответчики действовали с нарушением закона и прав административного истца не имеется; в частности, его обращения органами государственной власти в сфере здравоохранения и образования по вопросу перехода на бесплатное обучение рассмотрены в установленном порядке и сроки по существу поставленных вопросов.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией районного суда, указав также на то, что непосредственно Порядком право административного истца в связи с установлением инвалидности третьей группы и, как следствие, корреспондирующая этому праву обязанность административных ответчиков перевести Черного Ю.В, не установлены. В свою очередь решение о переходе принимает Комиссия образовательного учреждения исходя из установленных в соответствии с Порядком приоритетов, при наличии вакантных бюджетных мест, однако административным истцом не представлено доказательств обращения в органы управления Университета с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с суждениями судов обеих инстанций.
Вопреки доводам жалобы, предусмотренные пунктом 6 Порядка условия, при соблюдении которых у заявителя возникает право на переход с платного обучения на бесплатное, по делу не установлены.
Не представлено Черным Ю.В. и доказательств обращения в образовательную организацию с заявлением, в порядке, предусмотренном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 N 443.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств.
В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г.Москвы от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черного Юрия Витальевича, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.