Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления МВД России по Владимирской области по доверенности Дергоусовой О.В. на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению МВД России по Владимирской области, Отделению МВД России по Киржачскому району о признании незаконным бездействия (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-475/2021 г.)
Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, возражения представителя прокуратуры Слободина С.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Киржачского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к УМВД России по Владимирской области, Отделению МВД России по Киржачскому району о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении навесом места для осмотра транспортных средств, расположенного у здания ОГИБДД Отделения МВД России по Киржачскому району по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул.Фрунзе, д.2б, возложении обязанности обеспечить место для осмотра транспортных средств у здания ОГИБДД Отделения МВД России по Киржачскому району навесом и искусственным освещением.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что в результате прокурорской проверки было выявлено отсутствие специального места для осмотра транспортных средств, оборудованного навесом и искусственным освещением на территории Отделения МВД России по Киржачскому району, что является нарушением Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 N 950. После рассмотрения представления прокурора об устранении указанных нарушений Административного регламента на оперативном совещании при начальнике Отделения МВД России по Киржачскому району было принято решение подготовить повторно заявку на выделение денежных средств для оборудования соответствующими навесами и искусственным освещением места для осмотра транспортных средств до 01 июня 2020 года. В связи с неисполнением указанного представления, прокурор обратился в суд.
Решением Киржачского районного суда Владимирской области от 17 августа 2021 года административные исковые удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие УМВД России по Владимирской области, Отделения МВД России по Киржачскому району, выразившееся в необеспечении навесом места для осмотра транспортных средств, расположенного у здания ОГИБДД ОМВД России по Киржачскому району по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Фрунзе, д.2б.
На Отделение МВД России по Киржачскому району возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить место для осмотра транспортных средств у здания ОГИБДД ОМВД России по Киржачскому району, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Киржач, ул. Фрунзе, д.2б, навесом и искусственным освещением.
На УМВД России по Владимирской области возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию места для осмотра транспортных средств у здания ОГИБДД ОМВД России по Киржачскому району, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Фрунзе, д.2б, навесом и искусственным освещением. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 декабря 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 апреля 2022 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, принятии нового судебного акта об отказе в требованиях иска. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
В силу положений Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, су: выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересе: которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия, основания для принятия оспариваемого решения; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 3 марта 2020 года прокуратурой Киржачского района была проведена проверка деятельности ОГИБДД Отделения МВД России по Киржачскому району в части оказания государственных услуг по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, выдаче водительских удостоверений и регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. В этот же день по результатам проверки в адрес начальника Отделения МВД России по Киржачскому району внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
19 мая 2020 года в адрес прокурора Киржачского района направлено письмо N52/12-4966, из которого следует, что представление рассмотрено на оперативном совещании. Согласно п.2.2. протокола рабочего совещания при начальнике Отделения МВД России по Киржачскому району от 21 апреля 2020 N6 принято решение о повторной подготовке заявки для выделения денежных средств для оборудования соответствующими навесами и искусственным освещением места для осмотра транспортных средств до 01 июня 2020 года.
Из акта проведения проверки соблюдения ОГИБДД Отделения МВД России по Киржачскому району законодательства о безопасности дорожного движения, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 08 июня 2021 года, следует, что места для осмотра транспортных средств не оборудованы соответствующими навесами и искусственным освещением.
Разрешая спор и удовлетворяя в части административный иск суды обеих инстанций, исходили из того, что УМВД России по Владимирской области, Отделение МВД России по Киржачскому району проявили бездействие, выразившееся в неисполнении возложенной на них законодательством обязанности - не обеспечили место осмотра транспортных средств навесом и искусственным освещением около здания ОГИБДД Отделения МВД России по Киржачскому району, что ведет к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, к нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни, здоровья, имущества. При этом судами указано, что выполнение органами полиции установленных законодательством полномочий не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N210), органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.08.2018 N283- ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В целях реализации положений Федерального закона от 03.08.2018 N283-ФЗ приказом МВД России от 21.12.2019 N950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств.
Согласно п. 50 Административного регламента на территории регистрационного подразделения, в шаговой доступности от подразделения должно быть оборудовано не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки транспортных средств для водителей с ограниченными физическими возможностями.
Для проведения осмотра транспортных средств, должны быть обеспечены места для осмотра транспортных средств, оборудованные навесами и искусственным освещением.
Согласно п. 3 Положения об УМВД России по Владимирской области (утв. Приказом МВД России от 31.08.2017 N692) УМВД России по Владимирской области входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России.
В силу п. 5 Положения, УМВД России по Владимирской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Владимирской области
Из п.п. 51, 52 Положении следует, что УМВД России по Владимирской области осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Владимирской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями; осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из анализа приведенных норм следует, что требования Административного регламента административными ответчиками длительное время не исполняются, районный суд обоснованно возложил обязанность по оборудованию места для осмотра транспортных средств навесом и искусственным освещением на Отделение МВД России по Киржачскому району, как территориальный орган МВД России на районном уровне, являющийся получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, равно как и на УМВД России по Владимирской области, на которое возложена обязанность финансового обеспечения указанных мероприятий.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
По сути, позиция автора кассационной жалобы сводится к несогласию с выводами судов, но их не опровергает, и не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Судами при разрешении дела правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену решения суда и апелляционного определения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика УМВД России по Владимирской области по доверенности Дергоусовой О.В, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 10 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.