Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных истцов Петрулевича А.Л. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 11 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мокровой Светланы Валентиновны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны, Высотского Эдуарда Витальевича к Администрации города Костромы о признании незаконным постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя заинтересованного лица ООО "КостромаБизнесСтрой" Кузнецовой Е.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Мокрова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы о признании незаконным постановления от 13 февраля 2020 года N212 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, имеющего местоположение: Костромская область, г.Кострома, ул.Сутырина, с кадастровым номером 44:27:070232:1356" с момента его принятия, исключении указанного постановления из системы правового регулирования.
Требования мотивированы тем, что 21 декабря 2020 года вблизи жилого дома 4 по проезду Окружному 8-му в г. Костроме, в котором она проживает, ООО "КостромаБизнесСтрой" начало выпилку деревьев с целью строительства на земельном участке с кадастровым номером 44:27:070232:1356 девятиэтажного жилого дома на 244 квартиры, против чего выступили жители близлежащих домов и всего района, которые много лет использовали данный земельный участок в качестве места для отдыха и спортивной площадки. На момент освоения земельного участка публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были проведены, однако об этом знало минимальное количество человек. Поскольку оповещение о начале публичных слушаний надлежащим образом не осуществлялось, данное постановление подлежит признанию незаконным, так как требования Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), касающиеся процедуры проведения публичных слушаний существенно нарушены.
Судом к участию в деле в качестве административных соистцов привлечены Пастухова Е.В, Асафьева Л.А, Высотский Э.В.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 16 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 11 октября 2021 года в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 апреля 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В статье 5.1 ГрК РФ (часть 6) указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения.
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (часть 7).
Оповещение о начале публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (часть 8).
Решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года N62 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы, действовавшие на момент принятия оспариваемого постановления.
В силу статьи 19 названных Правил зона среднеэтажной жилой застройки Ж-3 (далее - Зона Ж-3) выделяется в целях формирования жилых районов средней плотности для размещения многоквартирных домов.
Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются в частности следующие основные виды разрешенного использования и соответствующие каждому виду предельные параметры:
N п/п
Вид разрешенного использования
Наименование объектов капитального строительства
Предельные параметры
Код вида
1.
Среднеэтажная жилая застройка
размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (две и более квартиры на этаже)
минимальный размер земельного участка на одну квартиру (без площади застройки) - 0, 006 га;
минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м;
предельная высота зданий - 30 м;
максимальный процент застройки - 25 процентов;
иные показатели:
минимальное количество этажей - 3 этажа
2.5
Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются также следующие условно разрешенные виды использования и соответствующие каждому виду предельные параметры:
N п/п
Вид разрешенного использования
Наименование объектов капитального строительства
Предельные параметры
Код вида
2.
Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенные на двадцать и более квартир)
минимальный размер земельного участка - 60 кв. м на 1 квартиру;
минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м;
предельное количество этажей - 9 этажей;
максимальный процент застройки - 25 процентов
2.6
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:070232:1356, находящийся по адресу: Костромская обл, г. Кострома, ул. Сутырина, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Костромы, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-3).
19 декабря 2019 года Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, намереваясь предоставить вышеуказанный земельный участок для реализации инвестиционных проектов в сфере строительства, обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования.
Постановлением главы города Костромы от 25 декабря 2019 года N 138 назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Проведение собрания участников публичных слушаний назначено на 13 января 2020 года.
13 февраля 2020 года главой Администрации города Костромы принято постановление N 212 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 44:27:070232:1356 - "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", установленный в зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-3, в целях строительства многоквартирного дома.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции, проанализировав установленный ГрК РФ порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, документацию по планировке территории, Правила землепользования и застройки городского округа город Кострома, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Суд апелляционной инстанции подержал позицию районного суда.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения публичных слушаний административным ответчиком не допущено.
Суды подробно исследовали соблюдение порядка оповещения о проведении публичных слушаний, включавшего в себя опубликование соответствующего сообщения в местном СМИ, размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления и на информационных стендах г.Костромы, расположенных в общественных местах, на входных группах домов, расположенных на смежных земельных участках, указав в своих итоговых выводах на отсутствие оснований полагать, что административные истцы в рассматриваемой ситуации были лишены доступа к информации о проведении публичных слушаний по рассматриваемому вопросу.
Судебная коллегия соглашается с суждениями судов о том, что в данном случае процедура проведения публичных слушаний была соблюдена.
Часть 4 статьи 39 ГрК РФ, на которую ссылается в жалобе представитель административных истцов, не подлежит применению в рассматриваемом деле, поскольку регулирует порядок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, - с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных истцов Петрулевича А.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 27 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.