Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Репиной Е.В.
судей Циркуновой О.М, Сорокина С.В.
с участием прокурора Гаврилова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства г. Москвы по доверенности ФИО2 (поступившую в суд первой инстанции 19 апреля 2022 года, с делом в суд кассационной инстанции 12 мая 2022 года) на решение Московского городского суда от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-2343/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Перовский комбинат строительных материалов" к Правительству Москвы о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства города Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 29 ноября 2016 года N789-ПП, от 28 ноября 2017 года N911-ПП, от 27 ноября 2018 года N1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N2044-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2016 года, с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года соответственно.
Публичное акционерное общество "Перовский комбинат строительных материалов" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2015 года пункта 2776, в Перечень на 2016 год пункта 3787, в Перечень на 2017 год пунктов- 10197, 10198, 10199, 10200, 10201, 10203, 10194, 10230, 10195, в Перечень на 2018 год пунктов 10470, 10471, 10472, 10473, 10474, 10476, 10468, 10499, 10540, в Перечень на 2019 год пунктов- 11527, 11529, 11530, 11531, 11533, 11523, 11558, 11597, в Перечень на 2020 год пунктов- 14874, 22107, 14757, 7111, 19049, 4064, 4067, 4068, в Перечень на 2021 год пунктов- 6598, 6600, 6601, 6602, 6604, 6596, 6626, 6662, указывая на то, что является собственником зданий, включенных в указанные пункты Перечней.
Приводил доводы о том, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие административному истцу здания, не предполагает размещение на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Московского городского суда от 25 октября 2021 года (с учетом определений об исправлении описок от 18 ноября 2021 года и от 6 апреля 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, административное исковое заявление удовлетворено.
Признаны недействующими с 1 января 2015 года - пункт 2776 Перечня на 2015 года, с 1 января 2016 года - пункт 3787 Перечня на 2016 год, с 1 января 2017 года-пункты 10197, 10198, 10199, 10200, 10201, 10203, 10194, 10230, 10195 Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 года -пункты 10470, 10471, 10472, 10473, 10474, 10476, 10468, 10499, 10540 Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 года - пункты 11527, 11529, 11530, 11531, 11533, 11523, 11558, 11597 Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года - пункты 14874, 22107, 14757, 7111, 19049, 4064, 4067, 4068 Перечня на 2020 год, с 1 января 2021 года- пункты 6598, 6600, 6601, 6602, 6604, 6596, 6626, 6662 Перечня на 2021 год. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель ФИО1 М.О. ставит вопрос об отмене решения Московского городского суда от 25 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года, с принятием по административному делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что судами нижестоящих инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Указывает, что здания административного истца расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
На дату утверждения Перечней здания административного истца располагались в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "участок размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9); объектов размещения складских предприятий (1.2.9), объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7), объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5).
В связи с чем, включение зданий в оспариваемые Перечни соответствовало требованиям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций".
От представителя ФИО1 М.О. поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Москвы.
Представитель публичного акционерного общества "Перовский комбинат строительных материалов"- ФИО7, возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что оспариваемый акт, принят уполномоченным органом в установленной форме и размещен на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные акты в указанной части не оспариваются.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым с 1 января 2014 года этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 в Закон города Москвы от 5 ноября 22003 года N64 "О налоге на имущество организаций" внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
По делу установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Судом также установлено, что нежилое здание по адресу: "адрес" ранее имело кадастровый номер N (которому присвоен статус "архивный") включено в Перечни на 2015, 2016, 2017 год. Это же здание под кадастровым номером N (которому в ЕГРН отдан приоритет) включено в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 год.
Здания с кадастровыми номерами N включены в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы.
Здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2017, 2018 годы.
Судом установлено, что принадлежащие административному истцу нежилые здания включены в оспариваемые Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:5.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанные здания расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:5, имеющего вид разрешенного использования- "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.90; объекты размещения складских предприятий (1.29); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.70; объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5)".
Изложенное следует, что вид разрешённого использования земельного участка содержит указание как на возможность размещения объектов торговли, так и на возможность использования земельного участка в иных целях, не предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 ноября 2020 года N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" указал, что при допустимой в силу закона множественности видов разрешенного использования земельного участка с правом использовать размещенные на нем здания 9строения, сооружения) не только в качестве торговых (деловых) центров подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предрешает отнесение любых объектов недвижимости к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видовв разрешенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещенных на нем зданий (строений, сооружений).
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами.
Таки образом, исходя из приведенной правовой позиции, в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования необходимо установить, используется ли фактически задание в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела актам Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 11 июня 2019 года N 9033430/ОФИ, N 9033431/ОФИ, N 9033433/ОФИ, N 9033434/ОФИ, N 9033436/ОФИ, N 9033437/ОФИ, N 9033404/ОФИ здания с кадастровыми номерами N в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не используются. В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N вид фактического использования не определялся.
При изложенных обстоятельствах, судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что спорное здание без установления фактического использования невозможно отнести к зданиям делового и коммерческого назначения, торговым центрам исключительно по виду разрешенного использования земельного участка.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что административным ответчиком, в нарушении требований норм действующего законодательства, доказательств, свидетельствующих о правомерности включения зданий в перечни, не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами дана оценка всем представленным доказательствам по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. У кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке доказательств.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии законных оснований для принятия оспариваемых решений основаны на ошибочном толковании положений закона, доводов опровергающих выводы судов жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 25 октября 2021 года (с учетом определений об исправлении описок от 18 ноября 2021 года и от 6 апреля 2022 года) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства г. Москвы по доверенности ФИО2 (поступившую в суд первой инстанции 19 апреля 2022 года - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11 июля 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.