Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Агафоновой Е.В, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Амелиной Елены Львовны на решение Пресненского районного суда города Москвы от 5 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-477/2021 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы N10 по г. Москве к Амелиной Елене Львовне о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Вербицкого Г.А, представителя административного ответчика по доверенности Степанова М.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России N10 по г. Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением к Амелиной Е.Л. о взыскании налога на имущество физических лиц и пени за налоговый период 2018 года, земельного налога и пени за налоговые периоды 2017-2018 годы.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что Амелиной Е.Л. в спорные налоговые периоды на праве собственности принадлежали комната и земельные участки, налоговые недоимки в добровольном порядке не оплачены.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 5 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 февраля 2022 года требования налогового органа удовлетворены.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный ответчик Амелина Е.Л... ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением закона, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам пропуска срока обращения в суд налоговым органом.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 1, абзац первый пункта 2 статьи 387 НК РФ).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьи 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Амелина E.Л. в 2017-2018 годах являлась собственником земельных участков, расположенных в с. Покровское Заокского района Тульской области (ОКТМО 70622435), а также в 2018 году - собственником комнаты в г. Москве.
Налоговыми уведомлениями N 905584492 от 10 января 2020 года, N 68877011 от 26 сентября 2019 года, переданными Амелиной E.JI. через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" до административного истца были доведены сведения об объектах налогообложения, размере налоговой базы, налоговых ставках, сроках уплаты и суммы налогов по каждому из объектов налогообложения; Амелиной Е.Л. предлагалось уплатить за 2018 год до 2 декабря 2019 года земельный налог в сумме 546 599 рублей и налог на имущество физических лиц в сумме 7 178 рублей, а также до 3 марта 2020 года земельный налог за 2017 год в сумме 252 414 рублей.
В связи с неуплатой налогов административному ответчику также через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" в соответствии со статьей 69 НК РФ были направлены требования о погашении данных недоимок по налогам N 33563 со сроком уплаты до 24 января 2020 года (по налогам за 2018 год) и N 8566 со сроком уплаты до 14 апреля 2020 года (по налогу за 2017 год), уплате пеней, которые Амелиной Е.Л. были оставлены без удовлетворения.
Определением мирового судьи от 11 января 2021 года в связи с подачей Амелиной Е.Л. возражений был отменен судебный приказ от 16 ноября 2020 года о взыскании с нее спорных обязательных платежей по требованиям N 33563 и N 8566.
9 июля 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, что подтверждается штемпель об отправке почтовой корреспонденции.
Удовлетворяя требования ИФНС России N10 по г. Москве о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за налоговый период 2018 года, земельного налога и пени за налоговые периоды 2017-2018 годы суды обеих инстанций исходили из того, что Амелина Е.Л. являлась собственником указанных объектов недвижимости, обязанность по уплате налогов, пени в установленный срок не исполнила, поэтому возникшая задолженность, расчет которой признан судом правильным, подлежит взысканию в судебном порядке, порядок и сроки взыскания обязательных платежей соблюдены.
Указанные выводы судов являются правильными, так как в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также основаны на правильном применении действующего законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения статей 52 и 70 НК РФ административным истцом соблюдены, что подтверждено доказательствами, представленными в материалы дела, которым суды дали надлежащую оценку.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
По смыслу закона, вынесение судебного приказа свидетельствует об отсутствии у мирового судьи оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ, то есть указанный срок признан не пропущенным.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Вопреки доводам кассационной жалобы, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа. Следовательно, срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и определения судебной коллегии, не допущено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 5 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Амелиной Елены Львовны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.