Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 22 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-421/2021 по административному исковому заявлению Анохина Руслана Викторовича к УФСИН России по Тамбовской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области Лекареву А.Е, главному бухгалтеру ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области Писарчук Е.В. о признании незаконными действий главного бухгалтера по списанию денежных средств.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анохин Р.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в незаконным списании с его лицевого счета денежных средств.
Требования мотивированы тем, что административный истец на 7 суток был выдворен в ШИЗО 12 ноября 2019 года, после чего на 30 суток, 19 ноября 2019 года он был помещен в безопасное место, нахождение в безопасном месте было продлено на 30 соток постановлением начальника учреждения от 19 декабря 2019 года. В указанный период времени с его лицевого счета незаконно сняты денежные средства и подделаны подписи на его вкладыше о движении денежных средств.
Решением Сосновского районного Тамбовской области от 18 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 22 февраля 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, административный ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения, в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и оставлении в силе решения районного суда. Полагает выводы суда несоответствующими обстоятельствам делам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Согласно части 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.
Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (часть 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - ПВР N 295), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительном учреждении организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.
Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение N 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счете осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении (пункт 107).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Анохин Р.В. отбывал наказание в ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Тамбовской области. В период с 12 ноября 2019 по 29 января 2020 года административный истец был переведен в штрафной изолятор.
19 ноября 2019 года постановлением начальника учреждения Анохин Р.В. был помещен в безопасное место на 30 суток. 19 декабря 2019 года нахождение Анохина Р.В. в безопасном месте продлено на 30 суток.
20 января 2020 года постановлением начальника учреждения N 453 Анохин Р.В. водворен в ШИЗО на 3 суток за совершение нарушений установленного порядка отбывания наказания, освобожден 23 января 2020 года.
25 января 2020 года постановлением начальника учреждения N 461 Анохин Р.В. водворен в ШИЗО на 10 суток за совершение нарушений установленного порядка отбывания наказания, освобожден 2 февраля 2020 года
Согласно материалам дела, в период содержания Анохина Р.В. в ШИЗО, с его лицевого счета N А-39 были списаны денежные средства: 20 ноября 2019 года за отоваривание в магазине в размере N; 25 декабря 2019 года за отоваривание в магазине в сумме N; 27 января 2020 года и 28 января 2020 года за приобретение готовых блюд в кафе в размере N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что доказательств незаконности действий администрации исправительного учреждения и должностных лиц органа исполнения наказания, приведших к незаконному списанию денежных средств с лицевого счета, открытого на имя Анохина Р.В, в материалах дела не имеется и суду не представлено. При этом, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в исправительном учреждении приобретение продуктов питания осуществляется через администрацию учреждения и под ее контролем, в связи с чем, именно администрация исправительного учреждения несет ответственность за нарушение прав на приобретение продуктов питания и товаров, разрешенных для лиц, содержащихся в помещениях камерного типа. Между тем, в администрацию исправительного учреждения каких - либо заявлений на приобретение Анохину Р.В. продуктов питания или готовых блюд от осужденного не поступало, доказательств того суду представлено не было.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления административному истцу срока обращения в суд, найдя причины пропуска уважительными.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о неверной оценке показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей, являющихся работниками и сотрудниками исправительного учреждения, по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает существенных нарушений норм права.
Доводы жалобы о неясности решения с точки зрения четкого порядка его исполнения не свидетельствуют о нарушении судом части 6 статьи 180 КАС РФ. При этом административный ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением о разъяснении судебного решения в порядке статьи 185 КАС РФ.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.