Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 20 января 2022 года (дело N 2а-195/2022), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по административному делу по административному иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Конаковского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, объяснения представителя прокуратуры Хрипунова А.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
23 ноября 2021 года Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с приведенным выше административным исковым заявлением, в обоснование которого указано следующее.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения законодательства об отходах производства и потребления в д. Устье Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области, по результатам которой установлено, что на территории указанного населенного пункта в нарушение действующего законодательства отсутствуют оборудованные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Вывоз ТКО с территории населенного пункта не осуществляется. Обязанность по созданию, обустройству и содержанию места (площадки) накопления ТКО лежит на органе местного самоуправления муниципального района - Администрации Конаковского района Тверской области.
На основании изложенного, с учетом уточнений, административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации Конаковского района Тверской области по непринятию мер к созданию мест (площадок) накопления ТКО в д. Устье Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области; обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и обустроить места (площадки) накопления ТКО в д. Устье Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 мая 2022 года, представитель администрации ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая, что обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с ТБО необходимо возложить на администрацию Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, установив, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с ТКО и норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории д.Устье Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области отсутствуют организованные места (площадки) накопления ТКО, признали незаконным бездействие административного ответчика, возложили на администрацию района обязанность создать и обустроить места (площадки) накопления ТКО.
Не соглашаясь с требованиями прокурора, административным ответчиком в кассационной жалобе приведены доводы о том, что Законом Тверской области N 92-ОЗ от 19 ноября 2014 г. полномочия в области обращения с ТКО закреплены за сельскими поселениями.
С указанной позицией администрации Конаковского района Тверской области, судебная коллегия кассационного суда согласиться не может.
Судами, проанализированы положения пунктов 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Закона Тверской области N 92-ОЗ от 19 ноября 2014 г. "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области", и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 марта 2011 года, правомерно сделан вывод, что полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории названного сельского поселения наделена администрация Конаковского района Тверской области.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В пункте 3 статьи 8 того же закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
С учетом системного толкования приведенных положений действующего законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон N 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, с указанием на их обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 21 ст.8 Устава МО - Первомайское сельское поселение к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, приведенные положения Закона Тверской области и Устава сельского поселения закрепляют за поселением только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, в то время как Федеральный закон N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" содержит конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами и относит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов к полномочиям муниципального района.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 20 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.