Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Циркуновой О.М, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции 2 июня 2022 года, поступившую в суд первой инстанции 6 июня 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 14 июня 2022 года) на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1707/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 764-р о включении ее в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении на административного ответчика обязанности по исключению ее из названного Реестра.
В обоснование требований, административный истец указала, что оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку на нее необоснованно возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, что в свою очередь связано с несением дополнительных затрат. Полагает, что такое вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права административного истца, предусмотренные статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также считает, что вынесение оспариваемого распоряжения носит дискриминационный характер, нарушает принцип равенства, право на свободу мнения, право на свободу поиска и распространения информации, положения статей 8, 10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, указывает, что термин "иностранный агент" имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом фактически является наклеиванием унизительного ярлыка и способствует сокращению аудитории любого издания, в котором будет работать административный истец.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного истца по доверенности ФИО3 ставит вопрос об отмене решения Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы представителем административного истца приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, судами не дана надлежащая правовая оценка приводимых доводам относительно законности оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО3 доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО2 ведет личную страницу в социальной сети "Facebook" https.//www. Facebook. сom/masha. zheleznova-количество подписчиков порядка 1, 3 тыс. человек.
За период с июля 2020 года по июль 2021 года ФИО2 разместила в своем аккаунте в социальной сети "Facebook" 4 материала с упоминанием изданий, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента "Мeduza" (https:// medusa.io) и "VTimes" (https.//www.vtimes.io/):
"VTimes", который Констатнтин Сонин называл, не иначе, как настоящими Ведомостями... " (https.//www.facebook.сom/masha/ zheleznova/posts/4398327090186583). Материал представляет собой пост в поддержку коллег из издания "VTimes", объявивших о закрытии медиа (3 июня 2021 года);
"Air France" отменила рейс Париж-Москва. Самолету не позволили зайти в воздушное пространство России из-за обхода воздушного пространства Беларуси"(https.//www.facebook.сom/masha/ zheleznova/posts/4375935692425723). Перепост одноименного материала с сайта издания "Мeduza" о решении компании Air France отменить рейс Париж-Москва (26 мая 2021 года);
"Вслед за "Мeduza" Минюст внес VTimes, основанный моими коллегами из "Ведомостей", в список иноагентов. Они запустились только прошлым летом. Нет слов. Держитесь, коллегии" (https.//www.facebook.сom/masha/zheleznova/posts/4335921383093821).
В названии статьи представлен полный текст материала (14 мая 2021 года);
"Минюст внес "Медузу" в список "иностранных агентов" (https.//www.facebook.сom/masha/zheleznova/posts/42730080927184). Перепост одноименного материала с сайта издания "Мeduza" (23 апреля 2021 года).
В Министерство юстиции Российской Федерации 30 июня 2021 года от органов государственной власти Российской Федерации поступила информация о получении ФИО2, 12 апреля 1979 года рождения, на счет в ПАО "Сбербанк" 20 января 2021 года, 20 февраля 2021 года и 29 марта 2021 года денежных средств 3 операциями в сумме более 0, 5 млн. рублей от Ситибанк Юроп Паблик Лимитед Компани (Ирландия).
В связи с чем, на основании поступивших документов, распоряжением (решением) Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июля 2021 года N764-р ФИО2 включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Включение сведений о ФИО2 в реестр согласовано с Министерством иностранных дел РФ.
Уведомление о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, направлено в ее адрес 20 июля 2021 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемое решение Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июля 2021 года N764-р, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку установлен факт получения ФИО2 денежных средств от иностранных источников, что, в силу вышеприведенного правового регулирования, является основанием для включения указанного лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.