Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" на решение Рязанского областного суда от 27 января 2022 года (дело N 3а-5/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Веснина Сергея Эдуардовича к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Минимуществу Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области об оспаривании решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Веснин С.Э. (далее также - административный истец) является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: 62:29:0080081:1047, 62:29:0080081:1058, 62:29:0080081:1059, 62:29:0080081:1042, расположенных по адресу: г. Рязань, проезд Яблочкова, д. 6, и земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:33, расположенного по адресу г. Рязань, проезд Яблочкова, д.6, 6д.
В соответствии с Приложением к Постановлению Минимущества Рязанской области от 12 октября 2018 года N 22-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым, номером 62:29:0100008:33 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 41 181 081 рублей 17 копеек.
В соответствии с Приложением к Постановлению Минимущества Рязанской области от 14 октября 2020 года N 23-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных, участков) на территории Рязанской области" по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость нежилых помещений, собственником которых является административный истец, составляет:
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1047 - 45 111 853 руб. 92 коп.;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1058 - 22 621 108 руб. 24 коп.;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1059 - 11 884 363 руб. 5 коп.;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1042 - 10 095 617 руб. 88 коп.
Считая размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышенным, не соответствующим рыночной стоимости, а потому нарушающим права и законные интересы административного истца, как плательщика налогов, административный истец в соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обратился в Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 39 173 026 рублей, 16 915 926 рублей, 9 080 207 рублей, 7 767 277 рублей, 12 159 264 рублей соответственно. В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости представлены отчеты об оценке от 28 мая 2021 года N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленные оценщиком Мамонтовым О.А.
Решениями ГБУ РО "Центр ГКО" NОРС-62/2021/000100, NОРС- 62/2021/000101, NОРС-62/2021/000102, NОРС-62/2021/000103, NОРС-62/2021/000104 от 6 июля 2021 года в удовлетворении заявления Веснина С.Л. было отказано в связи с нарушением при составлении отчетов требований законодательства об оценочной деятельности.
Основанием для отказа послужило несоответствие представленных заявителем отчетов об оценке от 28 мая 2021 года N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе оценщиком при определении рыночной стоимости использованы неполные и недостоверные сведения, допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Не согласившись с решениями бюджетного учреждения, административный истец обратился в Рязанский областной суд с административным иском о признании незаконными решений ГБУ РО "Центр ГКО" от 6 июля 2021 года NОРС-62/2021/000100, NОРС- 62/2021/000101, NОРС-62/2021/000102, NОРС-62/2021/000103, NОРС-62/2021/000104 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений и земельного участка в размере их рыночной стоимости, установленной в соответствии с представленными отчетами об оценке.
Решением Рязанского областного суда от 27 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 года административный иск Веснина С.Э. удовлетворен в части административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости. Судом установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в следующем размере:
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1047 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 35 947 608 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1058 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 18 273 755 рублей:
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1059 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 9 958 819 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1042 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 8 600 238 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:33 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 33 551 661 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей 17 июня 2022 года, Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что Веснин С.Э. 7 июня 2021 года обратился в ГБУ РО "Центр ГКО" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 62:29:0080081:1047, 62:29:0080081:1058, 62:29:0080081:1059, 62:29:0080081:1042, 62:29:0100008:33 в размере их рыночной стоимости. К указанным заявлениям в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложены отчеты об оценке от 28 мая 2021 года N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и N 21-03-084-М-ПО об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленные оценщиком Мамонтовым О.А, согласно которым рыночная стоимость определена оценщиком по состоянию на 28 мая 2021 года в следующем размере:
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1047 - в размере 39 173 026 рублей;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1058 - 16 915 926 рублей;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1059 - 9 080 207 рублей;
- с кадастровым номером 62:29:0080081:1042 - 7 767 277 рублей;
- с кадастровым номером 62:29:0100008:33 - 12 159 264 рублей.
6 июля 2021 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ГБУ РО "Центр ГКО" приняты решения NОРС-62/2021/000100, NОРС- 62/2021/000101, NОРС-62/2021/000102, NОРС-62/2021/000103, NОРС-62/2021/000104, которыми отказано в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по следующим основаниям: использованы неполные и (или) недостоверные сведения, допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости; нарушены требования законодательства об оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке.
В целях оценки правомерности выводов, изложенных в решениях ГБУ РО "Центр ГКО" относительно выявленных нарушений в отчетах оценщика, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу на предмет определения соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату его оценки. Проведение судебной оценочной экспертизы поручено эксперту ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "ХАРС" Богданову НА.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 60/1221 от 23 декабря 2021 года, выполненной экспертом ООО "Аудиторско- консалтинговая группа "ХАРС" Богдановым П.Д, отчеты об оценке, представленные административным истцом, требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки не соответствуют. По состоянию на 28 мая 2021 года рыночная стоимость объектов недвижимости, определена экспертом в следующих размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1047 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 35 947 608 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1058 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 18 273 755 рублей:
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1059 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 9 958 819 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 62:29:0080081:1042 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 8 600 238 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:33 по состоянию на 28 мая 2021 года в размере 33 551 661 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости исходили из того, что согласно заключению судебной оценочной экспертизы, установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на фактических обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Из дела видно, что Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Процессуальные особенности рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ разъяснены в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г, согласно которому существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 КАС РФ (ответ на вопрос 8). Часть 15 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера (ответ на вопрос 9).
Административным истцом приведенные нормативные положения, с учетом их разъяснений, соблюдены.
Утверждение автора жалобы о том, что требование об установлении рыночной стоимости не подлежит удовлетворению, в случае когда отказано в удовлетворении требования об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, так как такое требование не носит самостоятельный характер, несостоятельно, поскольку в данном случае ни процессуальное законодательство, ни законодательство об оценочной деятельности и государственной кадастровой оценке, таких запретов не содержит, учитывая, что в рассматриваемом случае Веснин С.Э. оспорил решения об отказе в установлении рыночной стоимости и одновременно заявил требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Оснований полагать, что суды, установив кадастровую стоимость названных объектов недвижимости в размере, равной их рыночной стоимости на основании заключения эксперта, подготовленного по результатам судебной экспертизы, вышли за пределы своих полномочий, не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о несоответствии обжалуемых судебных актов вышеприведенным нормам закона и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм названных нормативных правовых актов, по существу, сводятся к переоценке выводов судов нижестоящих инстанций, проверялись ими и получили правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку иная оценка представленных по делу доказательств не может служить основанием к отмене решения суда и апелляционного определения.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 27 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 19 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.