Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Циркуновой О.М. и Смирновой Е.Д.
с участием прокурора Хрипунова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области (поступившую в суд первой инстанции 5 июля 2022 года, во Второй кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 14 июля 2022 года) на решение Судогодского районного суда Владимирской области от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 января 2022 года по административному делу 2а-392/2021 по административному иску Прокурора Судогодского района Владимирской области к администрации муниципального образования "Судогодский район" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности заключить концессионные соглашения на ряд объектов водоснабжения и водоотведения.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Судогодского района Владимирской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Судогодский район, Комитету по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования "Судогодский район" о признании незаконным бездействия и возложении на административных ответчиков обязанности в срок до 1 мая 2022 года заключить концессионные соглашения на ряд объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Вяткинского сельского поселения Владимирской области.
В обоснование требований указывал, что муниципальное образование "Судогодский район" является собственником объектов, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение неопределенного круга лиц - жителей Вяткинского сельского поселения. Данные объекты на основании договоров N 560 от 31 мая 2017 года, N 559 от 31 мая 2017года, N 596 от 16 апреля 2018 года, N 655 от 16 марта 2020 года переданы в аренду ООО ФПК "Энергоинвест" на срок до объявления победителя конкурса по передаче указанных объектов по концессионному соглашению. Каких-либо действий, направленных на заключение концессионных соглашений на перечисленные в указанных договорах аренды объекты коммунального хозяйства административными ответчиками не предпринималось, передача объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов.
На основании вышеизложенного, просил суд обязать администрацию муниципального образования "Судогодский район", Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования "Судогодский район" в срок до 1 мая 2022 года заключить концессионные соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Вяткинского сельского поселения по списку, приведенному в исковом заявлении.
Решением Судогодского районного суда Владимирской области от 14 сентября 2021 года, исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области удовлетворены частично, признаны незаконным бездействие администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования "Судогодский район" по не заключению концессионных соглашений на объекты водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, указанных в договорах аренды муниципального имущества, обязании администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования "Судогодский район" в срок до 30 июня 2023 года разработать конкурсную документацию в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области. В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурору Судогодского района Владимирской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 января 2021 года, решение Судогодского районного суда Владимирской области от 14 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе администрация муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области ставит вопрос об отмене решения Судогодского районного суда Владимирской области от 14 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 января 2021 года, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Приводит доводы об отсутствии у прокурора поводов для общения с настоящим иском в суд.
Полагает, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления по принятию решения по порядку распоряжения имуществом, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Считает, что судебными инстанциями не дано оценки приводимым доводам о передаче МУП Судогодского района "Центральная жилищная компания" всех объектов, поименованных в резолютивной части оспариваемого решения, по договорам аренды гарантирующему поставщику в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО "Вяткинское сельское поселение ООО ФПК "Энергоинвест".
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования "Вяткинское сельское поселение", Совета народных депутатов муниципального образования "Судогодский район", МУП Судогодского района "Центральная жилищная компания" ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что в собственности муниципального образования Судогодский район Владимирской области находятся объекты недвижимого имущества, используемые для водоснабжения и водоотведения на территории Вяткинского сельского поселения Судогодского района: водонапорные сети деревни Вяткино с кадастровым номером N, квартальные инженерные сети (водопровод) деревни Вяткино с кадастровым номером N; насосная станция 11 подъема деревни с кадастровым номером N; внешние сети водопровода деревни Бараки с кадастровым N; водопровод Барки с кадастровым номером N; артезианская скважина деревни Улыбышево с кадастровым номером N; артезианская скважина деревни Улыбышево с кадастровым номером N; артезианская скважина N поселка Коняево с кадастровым номером 33:11:050302:544; артезианская скважина деревни Ново-Петрово с кадастровым номером N; водопровод деревни Улыбышево с кадастровым номером N; водонапорные сети деревни Улыбышево с кадастровым номером N; сети водопровода деревни Ново-Петрово с кадастровым номером N; артезианская скважина с башней 15, 0 куб. м/ч деревни Бараки с кадастровым номером N; водозаборная скважина N 125 куб.м/час деревни Бараки с кадастровым номером N; водозаборная скважина N 1 125 куб.м/час деревни Бараки с кадастровым номером N; водозаборная скважина 3 3 125 куб.м/час деревни Бараки с кадастровым номером N; магистральный водопровод деревень Вяткино-Бараки с кадастровым номером N; канализационный коллектор деревни Вяткино с кадастровым номером N; квартальные инженерные сети деревни Вяткино с кадастровым номером N; КНС с напорным коллектором деревни Вяткино с кадастровым номером N; очистные сооружения деревни Бараки с кадастровым номером 33:05:174106:434; канализационные сети деревни Ново-Петрово с кадастровым номером N; водопроводные сети деревни Гридино с кадастровым номером N; артезианская скважина деревни Гридино с кадастровым номером N; водонапорная башня деревни Гридино с кадастровым номером N.
В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области N1228 от 26 октября 2016 года, N 2387 от 27 декабря 2018 года; N 970 от 31 мая 2019 года; N 113 от 30 января 2018 года; N 1369 от 23 ноября 2016 года объекты водоснабжения и водоотведения переданы на баланс МУП Судогодского района "Центральная жилищная компания".
На основании постановлений администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области от 30 мая 2017 года N 984 "О принятии необходимых мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории Вяткинского сельского поселения Судогодского района", от 16 марта 2020 года N 415 "Об исполнении решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области, от 13 апреля 2018 года N 548 "Об исполнении решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области между МУП Судогодского района "Центральная жилищная компания" и ООО ФПК "Энергоинвест" по согласованию с комитетом управления муниципального имущества заключены договоры аренды муниципального имущества на вышеуказанные объекты недвижимости, которые переданы ООО ФПК "Энергоинвест" в срочное возмездное пользование на срок с момента их заключения, до объявления победителя конкурса по передаче указанных объектов по концессионному соглашению.
Прокуратурой Судогодского района по коллективному обращению жителей д. Вяткино и д. Бараки Судогодского района Владимирской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в ходе которой установлены нарушения, допущенные администрацией МО "Судогодский район", выразившиеся в не заключении концессионного соглашения на указанные объекты водоснабжения и водоотведения.
Для устранения указанных нарушений, прокуратурой Судогодского района в адрес администрации МО "Судогодский район" 29 октября 2020 года и 15 декабря 2020 года вносились представления об устранении допущенных нарушений и необходимости передачи объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Вяткинского сельского поселения, на основании концессионных соглашений, в ответ на которые администрацией МО "Судогодский район" сообщалось, что подготовка к конкурсу по передаче объектов водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям требует значительных бюджетных расходов, которые в условиях высокой степени износа оборудования указанных объектов не позволят провести конкурсную процедуру. В 2019 году создана рабочая группа и утвержден план мероприятий по разработке концессионных соглашений, а 24 марта 2020 года создана комиссия по техническому обследованию муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения на территории Вяткинского сельского поселения.
Однако указанные нарушения, администрацией МО "Судогодский район" устранены не были.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда, исходил из того, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования Судогодский район передано в пользование хозяйствующему субъекту необоснованно, вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством. Объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на обеспечение устойчивого водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, не решен, в связи с чем, со стороны администрации муниципального образования Судогодский район Владимирской области имеются бездействие, которое создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов.
Согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 1 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
На основании статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).
Из содержания части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Передача прав владения и (или) пользования спорными объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, с учетом срока ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов.
Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов, ответчиком не представлено, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования Судогодский район и комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации муниципального образования Судогодского района.
Доводы кассационной жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными и отмену судебных актов не влекут, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства. Указанным доводам оценка была дана нижестоящими судами.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Судогодского районного суда Владимирской области от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 января 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 21 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.