Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 25 июля 2022 года (направленную почтой 20 июля 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Селищевой Л.Е. - Минушкиной А.И. на решение Московского городского суда от 16 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Московской городской Думе, Мэру города Москвы о признании недействующей статьи 7 Закона г. Москвы от 28 декабря 2016 года N 55 (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-1647/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца Селищевой Л.Е. - Бойко В.Е, административного ответчика Мэра г. Москвы Собянина С.С. - Косимовой О.В, Московской городской Думы - Голочереповой Е.В, заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы - Мартыновой А.А, заключение прокурора Ганцевой С.В, судебная коллегия
установила:
26 декабря 2016 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы", который был подписан Мэром Москвы и официально опубликован в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, том 7, 30 декабря 2016 года, "Ведомости Московской городской Думы", 03 февраля 2017 года, N 1, с. 206, официальный сайт Московской городской думы http://www.duma.mos.ru 29 декабря 2016 года, официальный сайт Правительства Москвы, 29 декабря 2016 года, начало действия документа 09 января 2017 года.
Указанным Законом внесены изменения:
в статью 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве";
Закон города Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях";
Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве";
Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы";
Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
в статью 2 Закона города Москвы от 26 января 2011 года N 4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".
Также принята статья 7, регулирующая переходные положения в связи с принятием Закона города Москвы N 55 и внесением изменений в законы города Москвы, регулирующие жилищные отношения в субъекте Российской Федерации.
Селищева Л.Е. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Московской городской Думе, Мэру Москвы о признании недействующей статьи 7 Закона города Москвы от 28 декабря 2016 года N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" с момента принятия.
Требования мотивировала тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1 и 3 которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Решением Московского городского суда от 16 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Селищевой Л.Е. отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 4.1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено:
"1. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости; 3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; 4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы; 5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям". Статьей 4 Закона города Москвы N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" внесены изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в частности признана утратившей силу статья 4.1 Закона, регулирующая права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. С момента вступления в законную силу Закона города Москвы N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" положения статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" утратили силу и не применяются. Положения статьи 7 Закона города Москвы N 55 предусматривают переходные положения в связи с принятием данного закона, в том числе с признанием утратившей силу статьи 4.1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в частности, установлено следующее:"За жителями города Москвы, признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, сохраняется право на формы улучшения жилищных условий, имевшееся у них до вступления в силу настоящего Закона.
Указанным жителям города Москвы жилые помещения или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях". Проанализировав приведенные положения статьи 4.1 Закона города Москвы N 29 в совокупности и взаимосвязи с иными положениями названного Закона, Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они предусматривали дополнительные гарантии по обеспечению жильем граждан, не предусмотренные федеральным законодательством, для признания нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений не требовалось быть признанным малоимущим, граждане, признанные нуждающимися в содействии города Москвы обеспечивались жильем в порядке очередности в рамках соответствующей городской жилищной программы. Положения статьи 7 Закона города Москвы N 55 сохраняют за гражданами, которые были признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, право на формы улучшения жилищных условий, имевшиеся у них до вступления в силу настоящего Закона, в связи с чем отношения по улучшению жилищных условий сохраняются, носят длящийся характер и не противоречат положениям статьи 6 Жилищного кодекса РФ. При этом обеспечение улучшения жилищных условий такой категории граждан после улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися по критерию малоимущности, соответствуют положениям статьи 40 Конституции РФ и статей 49 и 52 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции.В кассационной жалобе приводятся доводы, которые сводятся к тому, что статья 7 Закона города Москвы N 55 распространяет свое действие на отношения, возникшие до её принятия. В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1); в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3). С приведенным доводом жалобы нельзя согласиться, так как положения статьи 7 Закона города Москвы N 55, будучи переходными, содержат положения, применяемые после введения его в действие относительно жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы, нереализованных на момент принятия данного Закона, они направлены на установление непрерывности правового регулирования рассматриваемых отношений, а также свидетельствуют о длящемся характере правоотношений. В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что оспариваемые положения статьи 7 Закона города Москвы N 55 не противоречат статье 6 Жилищного кодекса РФ. При разрешении настоящего дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает, вследствие чего кассационную жалобу представителя административного истца оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 16 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Селищевой Л.Е. - Минушкиной А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.