Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Смирновой Е.Д. и Репиной Е.В.
с участием прокурора Гаврилова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Чуканова М.О. (поступившую в суд первой инстанции 2 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 9 августа 2022 года) на решение Московского городского суда от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-475/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года
N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (https://www.mos.ru/) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии
со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, опубликованным на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, опубликованным 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 30 декабря 2016 года
в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 2 (постановление, приложение 1 (начало)), 30 декабря 2016 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 3 (приложение 1 (продолжение)), 30 декабря 2016 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 4 (приложение 1 (окончание), приложение 2), Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, опубликованным 29 ноября 2017 года на официальном портале Мэра
и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 14 декабря 2017 года
в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года
N 1425-ПП, опубликованным 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 13 декабря 2018 года
в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 том 1 (постановление, приложение 1 (начало)), 13 декабря 2018 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 том 2 (приложение 1 (окончание), приложение 2), Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года
N 1574-ПП, 27 ноября 2019 года опубликованным на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10 декабря 2019 года
в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 1 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 2 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 3 (приложение 1 (окончание), приложение 2), названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года
N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. Постановление 25 ноября 2020 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 8 декабря 2020 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, (приложение 2 (окончание)).
Под пунктами N 579, 570, 3010 в Перечень на 2017 год, под пунктами N 638, 628, 3147 в Перечень на 2018 год, под пунктами N 1015, 1004, 3762
в Перечень на 2019 год, под пунктами N 11714, 20514, 326 в Перечень
на 2020 год, под пунктами N 9079, 9082, 11623 в Перечень на 2021 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами:
- 77:01:0001031:1040, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес"
- 77:01:0001031:2491, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес"
- 77:01:0003011:1008, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес"
ФИО2, являясь собственником 1/3 доли в праве собственности на указанные нежилые здания, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими вышеназванные пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", ссылаясь на то, что вид разрешенного земельных участков, на которых расположены спорные здания не предусматривает размещение на них офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически здания также не используются для указанных целей, а, следовательно, здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге
на имущество организаций" (далее - Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем необоснованное их включение в Перечни нарушает права административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налогов, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Московского городского суда от 7 февраля 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года решение Московского городского суда
от 7 февраля 2022 года отменено в части с вынесением нового решения
об отказе в удовлетворении административных исковых требований:
- о признании не действующим с 1 января 2018 года пункта 3147 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП";
- о признании не действующим с 1 января 2019 года пункта 3762 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы";
- о признании не действующим с 1 января 2020 года пункта 326 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП";
- о признании не действующим с 1 января 2021 года пункта 11623 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель Правительства Москвы Чуканов М.О. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года в части признания недействующим пункта 3010 Перечня на 2017 год.
Приводит доводы о несостоятельности выводов судебных инстанций
о том, что данные о связи здания с какими-либо земельными участками
по состоянию на 1 января 2017 года отсутствовали в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы
и Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело
в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора ФИО7, полагавшего, что судебный акт в оспариваемой части подлежит отмене, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения имели место.
Установление общих принципов налогообложения и сборов
в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72
и 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещён на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным
в данном пункте, закреплены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади
для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии
с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы
от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве, утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки
на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы
от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон
о государственной регистрации) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости).
На основании пункта 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения.
Вместе с тем, в силу пункта 8 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации, в кадастр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в границах которых или в которых расположен объект недвижимости, в том числе кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
С учетом статьи 72 Закона о государственной регистрации, вышеуказанные его положения вступили в силу с 1 января 2017 года.
До указанной даты, соответствующей началу налогового периода - 2017 года, состав сведений государственного кадастра недвижимости определялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
При этом с учетом пункта 4 части 2 статьи 7 вышеуказанного закона, сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, отнесены к числу дополнительных сведений об объекте недвижимости.
Судом установлено, что административному истцу на праве долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003011:1008, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес"
Данный объект недвижимости включен в Перечень на 2017 год под пунктом 3010, в Перечень на 2018 год под пунктом 3147, в Перечень на 2019 год под пунктом 3762, в Перечень на 2020 год под пунктом 326, в Перечень на 2021 год под пунктом 11623, при этом основанием для его включения явился вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003011:10, а также земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003011:3400, в пределах которых он расположен.
Согласно сведениям, предоставленным ФГБУ "ФКП" Управления Росреестра по городу Москве, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003011:10 установлены виды разрешенного использования: "общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные
для размещения объектов торговли, общественного питания
и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные
участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового
и коммерческого назначения (1.2.7))" (дата установления связи - 8 июня
2017 года). Аналогичные виды разрешенного использования установлены
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003011:3400
(дата установления связи - 25 декабря 2017 года).
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания
не действующими пунктов Перечня 3147 на 2018 год, 3762 на 2019 год, 326 на 2020 год, 11623 на 2021 год, суд апелляционной инстанции исходил
из несоответствия установленных в отношении вышеуказанных земельных участков видов разрешенного использования критериям, предусмотренным статьей 378.2. НК РФ, пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Методическим указаниям и Классификатору. Апелляционное определение в указанной части не оспаривается.
Вместе с тем, удовлетворяя требования административного истца
в части признания не действующим пункта 3010 Перечня на 2017 год
суды исходили из недоказанности того обстоятельства, что нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003011:1008 располагалось на вышеназванных земельных участках на начало налогового периода - 2017 года, поскольку юридическая связь между ними была установлена уже в течение налогового периода.
Судебная коллегия находит соответствующий вывод судов ошибочным и полагает, что ими неполно были выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела, в частности, не исследован в полной мере вопрос о том, подтверждается
ли фактическая связь между спорным нежилым зданием и земельными
участками с кадастровыми номерами 77:01:0003011:10, 77:01:0003011:3400
по состоянию на 1 января 2017 года, а также имелись ли на тот момент формальные основания для ее юридического подтверждения.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, не были выяснены судами обеих инстанций, надлежащая правовая оценка им не дана. Возражения представителя Правительства Москвы относительно того, что спорное нежилое здание фактически располагалось на вышеуказанных земельных участках на начало налогового периода - 2017 года и связь между ними не могла быть оформлена в силу имевшихся законодательных ограничений, надлежащим образом не проверены.
В силу пункта 3 статьи 3 и пункта 3 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, основанное на принципах законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Поскольку суд первой инстанции не принял предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для принятия законного и обоснованного решения, а суд апелляционной инстанции не устранил указанные нарушения, принятые судебные акты в указанной выше части нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и постановить судебный акт в соответствии с требованиями закона
и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 7 февраля 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года отменить в части признания не действующим с 1 января 2017 года пункта 3010 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В указанной части дело направить на новое рассмотрение
в Московский городской суд.
В остальной части решение Московского городского суда
от 7 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен
4 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.