Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица Медиапроект "ОВД-Инфо", Охотина Г.Н, Бейлинсона Д.А. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1595/2021 по административному исковому заявлению общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица Медиапроект "ОВД-Инфо", Охотина Григория Никитича, Бейлинсона Даниила Александровича к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения, исключении из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, выслушав объяснения представителя Бейлинсона Д.А. - Захватова Д.И, Минюста России Майорова А.С, судебная коллегия
установила:
общественное объединение, функционирующего без приобретения прав юридического лица Медиапроекта "ОВД-Инфо", Охотин Г.Н, Бейлинсон Д.А. обратились в суд с административным иском к Минюсту России и просили признать незаконным распоряжение Минюста России от 29 сентября 2021 года N1091-р о включении Медиапроекта "ОВД-Инфо" в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя требования тем, что Медиапроект "ОВД-Инфо" не осуществлял политической деятельности, не получал иностранного финансирования и не является общественным объединением.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года, в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 июля 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Согласно статье 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом государственной регистрации.
Для целей настоящей статьи под политической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации, понимается политическая деятельность в том значении, в каком она определена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В случае выявления общественного объединения, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не подало уведомление в порядке, установленном частью первой настоящей статьи, федеральный орган государственной регистрации включает данное общественное объединение в указанный реестр.
Суд установил, что 29 сентября 2021 года Минюстом России на основании части 5 статьи 29.1 Закона об общественных объединениях принято распоряжение N 1091-р о включении в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица - Медиапроект "ОВД-Инфо".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд установив, что Медиапроект "ОВД-Инфо" имеет признаки общественного объединения, его деятельность носит политический характер, данное объединение получает опосредованное финансирование от иностранных источников, пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения.
Позиция районного суда поддержана судом апелляционной инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административных истцов в суде первой и апелляционной инстанции, о нарушении административным ответчиком законодательства не свидетельствуют; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица Медиапроект "ОВД-Инфо", Охотина Г.Н, Бейлинсона Д.А, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 3 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.