Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Златоустье" о признании частично недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя Правительства Москвы Соколовой В.С, представителя административного истца Калиниченко Д.А, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП, которым в приложении 1 определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Нормативный правовой акт официально опубликован.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N2044-ПП Перечень изложен в новых редакциях, действовавших с 1 января 2017 г, с 1 января 2018 г, с 1 января 2019 г, с 1 января 2020 г, с 1 января 2021 года.
В Перечень на 2017 - 2021 годы под пунктами 615, 678, 1059, 9069, 9119, соответственно включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001033:1044, расположенное по адресу: город Москва, пер. Большой Златоустинский, дом 1, стр. 1.
Общество с ограниченной ответственностью "Златоустье" (далее ООО "Златоустье") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названных пунктов Перечня, указывая, что здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение здания в Перечень нарушает права и законные интересы ООО "Златоустье", как налогоплательщика и собственника помещения с кадастровым номером 77:01:0001033:2126, расположенного в указанном здании.
Решением Московского городского суда от 25 января 2022 года требования административного истца были удовлетворены, признаны недействующими пункт 615 Перечня на 2017 год, пункт 678 Перечня на 2018 год, пункт 1059 Перечня на 2019 год, пункт 9069 Перечня на 2020 год, пункт 9119 Перечня на 2021 год. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года решение Московского городского суда от 25 января 2022 года в части признания недействующими пункта 678 Перечня на 2018 год, пункта 1059 Перечня на 2019 год, пункта 9069 Перечня на 2020 год, пункта 9119 Перечня на 2021 год отменено. Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска ООО "Златоустье" отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения в части признания недействующим пункта 615 Перечня на 2017 год и принятии по делу нового судебного акта об отказе в требованиях иска в этой части. Полагает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Схожее правовое регулирование содержится и в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001033:2126 в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0001033:1044 общей площадью 1 491, 1 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Большой Златоустинский, д.1, стр.1.
Согласно представленным документам и пояснениям представителя Правительства Москвы нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001033:1044 включено в Перечень на 2017 год исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Как следует из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001033:1044 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001033:37 Указанный земельный участок предоставлен в пользование ООО "Златоустье" на основании договора аренды с множественностью лиц от 18 декабря 2013 года NМ-01-043 963 для целей эксплуатации помещений в здании под административные цели и общественное питание.
Согласно представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001033:37 и ответа из ФГБУ "ФКП Росреестра", участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
Связь нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001033:1044 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001033:37 установлена 7 июня 2017 года.
Таким образом, на дату принятия Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, а равно на начало налогового периода 2017 года, сведений о нахождении спорного объекта на указанном земельном участке в ЕГРН не имелось.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), следовательно только информация, содержащаяся в ЕГРН может быть принята во внимание при решении вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень по критерию вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное спорное здание не могло быть включено в Перечень на 2017 год по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, следовательно, суды первой и апелляционной инстанции приняли верное решение по административному иску в указанной выше части.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 октября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.