Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М. и Смирновой Е.Д.
с участием прокурора Саниной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 2 сентября 2022 года, в суд кассационной инстанции 5 сентября 2022 года) на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-556/2022 по административному исковому заявлению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального округа Измайлово к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2 ФИО1
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово от 16 июня 2022 года N 84/1 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово" на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Измайлово от 26 июля 2022 года N 10/2 ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального округа Измайлово обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о признании незаконной и отмене его регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округа N 2 по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на нарушение процедуры выдвижения кандидата ФИО1
Решением Измайловского районного суда города Москвы от 22 августа 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, административный иск удовлетворен. Отменена регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 ФИО1
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Измайловского районного суда г. Москвы от 22 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, председатель избирательной комиссии муниципального округа Измайлово ФИО6 присутствовал 7 июля 2022 года при проведении конференции Московского городского отделения Политической партии ЛДПР, на которой ФИО1 был выдвинут в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово и поэтому имел возможность наблюдать за принятием всех решений конференции, в том числе касающихся уполномоченных представителей. В связи с чем, по мнению заявителя жалобы, приведенные в обоснование иска обстоятельства, не могут являться вновь открывшимися для административного истца.
Полагает, что судебными инстанциями необоснованно не принято во внимание, что конференцией были делегированы полномочия по назначению уполномоченных представителей Координационному Совету, являющемуся постоянно действующим руководящим органом регионального отделения, что соответствует пункту 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса города Москвы.
В судебном заседании ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица Московского городского отделения Политической партии ЛДПР -Либерально-демократической партии ФИО7 полагала жалобу подлежащей удовлетворению.
Представители избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве-муниципального округа ФИО8 и территориальной избирательной комиссии района ФИО9, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменный отзыв на кассационную жалобу, поданный представителем заинтересованного лица Московского городского отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России - ФИО10, выслушав заключение прокурора, полагавшего решения судов оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года N 3/5-22 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на избирательную комиссию района Измайлово.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 26 мая 2022 года N10/7 сформирована территориальная избирательная комиссия района Измайлово.
18 июля 2022 года ФИО1 подано заявление в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Измайлово о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Измайлово от 26 июля 2022 года N 10/2 ФИО1 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, пришел к выводу, что регистрация ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2 была произведена с нарушением законодательства о выборах, а именно с несоблюдением требований к выдвижению кандидата ФИО1 от Избирательного объединения Московского городского отделения политической партии ЛДПР- Либерально-демократической партии России.
С указанными выводами следует согласиться.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 27 указанного закона на политическую партию, ее региональное отделение и иные структурные подразделения возложена обязанность в ходе проведения мероприятий, указанных в "б" и "в" настоящего пункта, по требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей уполномоченных органов и избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления), а также предоставлять копии указанных документов.
Материалами дела установлено, что на конференции Московского городского отделения политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партия России, состоявшейся 7 июля 2022 года присутствовал представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москва ФИО6
Реализуя свои полномочия, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", 7 июля 2022 года ФИО6, как председателем избирательной комиссии, был направлен запрос в Московское городское отделение политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России о предоставлении документов, в том числе протокола по избранию делегатов на конференцию.
19 июля 2022 года в адрес Московского городского отделения политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России был направлен повторный запрос о предоставлении документов.
Ввиду того, что запрашиваемые документы, предоставлены не были, председателем избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве-муниципального округа Измайлово Васильковским И.В. 22 июля 2022 года был сделан запрос Руководителю Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве о необходимости предоставления копии протокола конференции Московского отделения Политической партии ЛДПР -Либерально-демократическая партия России от 7 июля 2022 года, указав на не предоставление партией истребимых документов.
Из протокола заседания избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Измайлово от 26 июля 2022 года N10 усматривается, что при решении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 ФИО1, было указано, что на дату заседания избирательной комиссии документы в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Московским городским отделением политической партии ЛДПР-Либерально-демократическая партия России по запросу от 7 июля 2022 года, представлены не были.
По делу также установлено, что копия протокола конференции N74 от 7 июля 2022 года Московского городского отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократическая партия России, поступила в избирательную комиссию 17 августа 2022 года из Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
Московским городским отделением Политической партии ЛДПР-Либерально-демократическая партия России копия протокола конференции в адрес административного истца была направлена 19 августа 2022 года.
Согласно пункта 1 статьи 31 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" выдвижение кандидатов, муниципальных списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 31 указанного закона решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов.
В ходе проверки протокола конференции установлено, что в нарушение пункта 4 части 12 статьи 31 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", решением конференции от 7 июля 2022 года Московским городским отделением Политической партии ЛДПР-Либерально-демократическая партия России не были назначены уполномоченные представители избирательного объединения и не предоставлено постоянно действующему органу партии право назначить данных лиц.
При таком положении, суды обоснованно пришли к выводу о нарушении процедуры выдвижения ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Исходя из того, что указанное нарушение существовало на момент принятия избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Измайлово 26 июля 2022 года решения N 10/2 о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2, однако ввиду не предоставления политической партией полного текста протокола конференции, избирательная комиссия на момент принятия решения не знала и не могла знать об этом нарушении, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что указанное обстоятельство является вновь открывшимся.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска и об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 ФИО1
Приводимые доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов судебных инстанций не опровергают и не влекут отмену судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.