Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи ФИО1, судей ФИО6 и ФИО2, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (N)
по кассационному представлению прокурора "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17.05.2022.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения прокурора ФИО3, поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" - ФИО4 и представителя третьего лица Министерства строительства "адрес" - ФИО5, полагавших кассационное представление не подлежащим удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
"адрес", действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" (далее ? Фонд) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в котором с учетом последующего уточнения исковых требований, просил суд: признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, в отношении многоквартирных жилых домов N N и 44 по "адрес"; возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов N N и 44 по "адрес" по приведённым в иске видам работ.
Исковые требования обосновывались тем, что прокуратурой "адрес" во исполнение поручения прокуратуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nг-2021 проведена проверка размещенной в сети "Интернет" публикации "В Твери жарко от негодования людей", в ходе которой установлено следующее.
Распоряжением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-рп создана некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" (далее - Фонд).
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы утверждена постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - региональная программа). В соответствии с указанной региональной программой в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирных домов N N и 44 по "адрес" в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды,
газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Вместе с тем, в краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 годы, утвержденном постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, вышеуказанные дома отсутствуют. Согласно информации Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства многоквартирные "адрес" 44 по "адрес" включены в перечень домов, необеспеченных финансированием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования "адрес", утвержденного постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N. Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 годы и краткосрочным планом на 2017-2019 годы, утвержденным постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика, по мнению прокурора "адрес", приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия "адрес", ООО УК "Солнечный город" (определение от ДД.ММ.ГГГГ); Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации "адрес", ГУ ГЖИ "адрес", УФК по "адрес", Министерство по обеспечению контрольных функций в "адрес" (протокольное определение от ДД.ММ.ГГГГ); Министерство финансов "адрес" (протокольное определение от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес", действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - удовлетворены, постановлено: признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес", выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, в отношении многоквартирных жилых домов N N и 44 по "адрес".
Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов N N и 44 по "адрес", по видам работ: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения
приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ "адрес" в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении "адрес" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконное. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений "адрес" просило оставить апелляционное определение без изменения, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии с ч. 1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, законность судебного постановления принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого судебного акта.
Судом нижестоящей инстанции установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории "адрес" с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп.
В соответствии с указанной Региональной программой в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N и N по "адрес" в "адрес" в объёме следующих видов работ: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок: ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а "также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового
эфирного телевизионного вещания.
В целях реализации региональной программы постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп утвержден краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", в который заявленные в иске многоквартирные жилые дома не включены.
На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования "адрес"", с учетом положений постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"" постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования "адрес", в который включены многоквартирные жилые "адрес" N по "адрес" со сроком окончания работ - декабрь 2019 года по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации.
На дату обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства вышеуказанные работы, предусмотренные как региональной программой на 2017-2019 годы, так и муниципальным краткосрочным планом реализации региональной программы на 2017-2019 годы, не проведены.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 30, 154, 169, 170, 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и, делая вывод об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что при рассмотрении дела не были установлены обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Суд посчитал, что недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов региональной программы к обстоятельствам, являющимся основанием освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не относятся.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, на основании апелляционной жалобы третьего лица - Министерства строительства "адрес", судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, усмотрев основания для отмены.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ст. ст. 167, 168, 178, 180 ЖК РФ, ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"", п. 10 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, п.п. 5, 7 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и, установив обстоятельства того, что постановлениями "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп и от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, которыми утверждены краткосрочные планы реализации соответственно с 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, спорные многоквартирные дома не включены в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, исходил из того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства, указывающие на то, что ответчиком Фондом капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" не исполняются возложенные на него законом обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных.
Суд посчитал, что само по себе включение того или иного дома в региональную программу капитального ремонта с первоначальным указанием в программе предельных сроков проведения ремонта не означает, что такие сроки не могут быть изменены исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которым, применительно к настоящему делу, является "адрес". Суд также исходил из того, что поскольку формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, постольку у Фонда не возникла обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, утвержденный постановлением "адрес". Тем самым, не установив незаконного бездействия Фонда, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации - в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, согласно которым спорные многоквартирные дома не были включены в краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014 - 2043 годы, доводы, изложенные в кассационном представлении, обоснованными признаны быть не могут, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, судом не допущено.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции выполнил требования процессуального закона в полном объеме, проверив доводы жалобы и дав надлежащую правовую оценку установленным по делу обстоятельствам со ссылкой на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Таким образом, принимая во внимание сформулированные истцом основания и предмет иска, вопреки мнению автора жалобы, суд апелляционной инстанции, дав оценку обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, и доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства, по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска. Мотивы принятия обжалуемого судебного постановления, включая доводы апелляционной жалобы, приводимые в обоснование мнения о незаконности решения суда первой инстанции, в полной мере отражены в судебном постановлении в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не нашла.
Иных правовых доводов, являющихся основаниями для отмены апелляционного определения, кассационное представление не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационное представление прокурора "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.