Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 25 октября 2022 г. по делу N 33-416/2022
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Скачкова А.В., судей Крамского С.А. и Соломко И.И., при секретаре судебного заседания Бурилове А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-49/2022 по апелляционной жалобе представителя истца Гузева В.В. на решение Челябинского гарнизонного военного суда от
12 августа 2022 г. по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") к бывшему военнослужащему филиала указанного образовательного учреждения
(г. Челябинск) "данные изъяты" Царькову Даниилу Павловичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.
Заслушав доклад судьи Соломко И.И, окружной военный суд
установил:
ВУНЦ ВВС "ВВА" обратилось в Челябинский гарнизонный военный суд с иском к Царькову о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку во время обучения в филиале этого учебного заведения в г. Челябинске в размере "данные изъяты"
Решением суда первой инстанции от 12 августа 2022 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Гузев, считая обжалуемое решение незаконным ввиду нарушения судом норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование своей позиции представитель истца ссылается на п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", содержание которого, по мнению Гузева, не устанавливает зависимость возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, от наличия контракта военнослужащего с Министерством обороны Российской Федерации.
Анализируя положения указанной статьи Федерального закона, а также ст. 8 ГК РФ, в части возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей, автор жалобы делает вывод о том, что обязанностью граждан, отчисленных от обучения, в том числе по нежеланию учиться, является возмещение средств, израсходованных на их военную подготовку, до заключения с ними контракта. Она возникает у последних в силу закона, поэтому истец вправе требовать с Царькова возмещение убытков.
Рассмотрев материалы дела, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны РФ от
ДД.ММ.ГГГГ N Царьков с ДД.ММ.ГГГГ зачислен на первый курс в филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске и назначен на воинскую должность курсанта с присвоением воинского звания " "данные изъяты"" "данные изъяты"
Согласно выписок из приказов начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от
ДД.ММ.ГГГГ N и начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в
г. Челябинске от ДД.ММ.ГГГГ. N курсант Царьков отчислен из указанного военно-учебного заведения по "данные изъяты", исключен из списков личного состава и направлен для дальнейшего прохождения военной службы по призыву в Учебную авиационную базу (2 разряда, г. Челябинск).
Общая продолжительность его военной службы в Вооруженных Силах РФ составила "данные изъяты" "данные изъяты"
Как видно из содержания административного искового заявления и вышепоименованных приказов, контракт о прохождении военной службы с Царьковым не заключался.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик контракт о прохождении военной службы не заключал, а поэтому оснований для взыскания с него средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения, не имеется.
Такое решение гарнизонного военного суда окружной военный суд считает правильным.
Действительно, согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
Согласно п. 7 этой же статьи, граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня
2007 г. N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Указанной Методикой установлен порядок исчисления размера подлежащих к возмещению средств, который включается в контракт о прохождении военной службы (п. 6).
Подпункт "в" п. 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы (приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) содержит условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профес-сионального образования.
Согласно п. 2 ст. 2 этого же Положения, граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
При этом из п. 7.1 ст. 4 Положения усматривается, что при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Системное толкование приведенных правовых норм, регулирующих спорное правоотношение в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку может быть возложена только на граждан, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы и при наличии в контракте о прохождении военной службы условия и размера возмещения таких средств.
Иное толкование и доводы жалобы об обратном противоречат приведенным нормативным актам и являются несостоятельными.
Согласно исследованным судом первой инстанции доказательствам, Царьков контракт о прохождении военной службы не заключал, на момент поступления на военную службу фиксированная сумма размера материальных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, до него не доводилась, в связи с чем оснований для взыскания с него требуемых денежных средств, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
определил:
решение Челябинского гарнизонного военного суда от 12 августа 2022 г. по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил "Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации (г. Воронеж) к Царькову Даниилу Павловичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Гузева В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.