Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 07 октября 2022 г. по делу N 33а-917/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 29 июля 2022 г, которым сержанту Кубатову Фариду Ильгамовичу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий начальника федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - военный госпиталь), начальника 1 неврологического отделения военного госпиталя подполковника медицинской службы С.Н. и врача того же отделения подполковника медицинской службы Шишкина А.В, связанных с изменением диагноза и невыдачей справки о ранении.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения административного истца, его представителя Дарьиной Д.О. в обоснование доводов поданной жалобы и представителя начальника военного госпиталя - ЕльтековойИ.Б, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
22 апреля 2022 г. Кубатов Ф.И, участвуя в специальной военной операции (далее - СВО), получил травму, после чего был доставлен в государственное учреждение "Стахановская центральная городская многопрофильная больница" "данные изъяты" (далее - "данные изъяты"), в которой ему поставили диагноз: "данные изъяты", "данные изъяты") "данные изъяты", выраженный "данные изъяты", "данные изъяты". После эвакуации он в период с 23 апреля по 12 мая 2022 г. находился на лечении в военном госпитале, где ему был поставлен диагноз: астено-невротический синдром, ситуационно обусловленный, акубаротравма.
Кубатов Ф.И. оспорил в суде действия вышеперечисленных должностных лиц военного госпиталя, связанные с изменением диагноза, расценив их как нарушающие его право на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98).
При этом он просил суд обязать начальника военного госпиталя оформить в отношении него справку о ранении, а командира войсковой части N - принять решение об осуществлении ему упомянутой единовременной выплаты.
Определением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2022 г. производство по требованию, касающемуся единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, прекращено в связи с отказом стороны административного истца от этого требования.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Кубатов Ф.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Суд необоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконными действий должностных лиц военного госпиталя, связанных с изменением диагноза и выдачей заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК), руководствуясь только показаниями представителей административного ответчика и специалистов, без подтверждения надлежащими медицинскими документами. Суд не принял во внимание первичные медицинские документы, оформленные 22 апреля 2022 г. при его поступлении в медицинскую организацию. По причине неправильного принятия решения в вышеуказанной части, суд, в том числе необоснованно отказал в удовлетворении требований о выдаче заключения ВВК и оформлении справки для получения единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98. Между тем письменными указаниями врио начальника военно-медицинского управления Южного военного округа от 6 августа 2022 г. N49/2/4534 повторно определена необходимость организовать оформление справок о ранении военнослужащим, медицинская помощь которым оказана в медицинских организациях "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" в связи с получением ими ранений во время участия в СВО.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника военного госпиталя - Ельтекова И.Б. просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Пунктом 14 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 715 "Об установлении случаев и порядка оказания медицинской помощи личным составом медицинских (военно-медицинских) организаций, частей и медицинских (военно-медицинских) подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных
органов Следственного комитета Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации вне мест постоянной дислокации этих организаций, частей и подразделений при выполнении военнослужащими задач в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны" определено, что сведения о медицинской помощи, оказанной личным составом военно-медицинских организаций, частей и военно-медицинских подразделений при выполнении военнослужащими задач в области обороны вносятся в учетно-отчетную документацию этих организаций, частей и подразделений и первичную медицинскую карточку.
Карточка оформляется лечащим врачом военно-медицинской организации, части, военно-медицинского подразделения при оказании пациенту первичной медико-санитарной помощи или при оказании специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, если она не была оформлена ранее.
При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях заполненная карточка приобщается к медицинской карте стационарного больного.
История болезни заводится на каждого пациента, поступившего в военно-медицинскую организацию, часть, военно-медицинское подразделение для оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 военнослужащим, принимающим участие в специальной военной операции на территориях "адрес", "адрес" и "адрес", а также военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории "адрес", получившим ранение ("адрес", "адрес", "адрес") в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
Как следует из положений пунктов 1 - 3 Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в целях, в частности, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. На ВВК возлагается определение причинной связи увечий и заболеваний у военнослужащих. Под увечьем понимаются ранения, травмы и контузии военнослужащих.
Согласно частям 5 и 6 ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.
Диагностика это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных
исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Следовательно, из положений приведенных правовых норм следует, что справка о ранении (контузии, травме, увечье) выдается военнослужащему после всестороннего его медицинского обследования с составлением соответствующего заключения о ранении (контузии, травме, увечье).
Как видно из разъяснений, содержащихся в пункте 12 врио начальника военно-медицинского управления Южного военного округа от 6 августа 2022 г. N 49/2/4534, указанное должностное лицо повторно требует организовать оформление справок о ранении ("данные изъяты") военнослужащим, медицинская помощь которым оказана в медицинских организациях "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" в связи с получением ими ранений ("данные изъяты") в период участия в СВО, в медицинских воинских частях и военно-медицинских организациях, подчиненных командующему войсками военного округа, при предъявлении указанными военнослужащими оригиналов медицинских документов (в том числе медицинских справок, выписных эпикризов), заверенных должностными лицами и печатями медицинских организаций "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты".
По делу установлено, что согласно выписному эпикризу из истории болезни N 3738/457 и справке N 1561 Кубатов Ф.И. с 22 по 23 апреля 2022 г. находился на лечении в больнице, расположенной на территории "данные изъяты", в которой ему был поставлен диагноз: минно "данные изъяты", "данные изъяты".
В период с 23 апреля по 12 мая 2022 г. он находился на стационарном лечении в военном госпитале, что подтверждается соответствующей медицинской картой, в которой находится выписной эпикриз от 12 мая 2022 г. ИБ N 7086.
Из протоколов первичного осмотра от 25 апреля 2022 г. видно, что административный истец был осмотрен врачом военного госпиталя, которым ему назначены план обследования и лечение.
Согласно протоколу ведения пациента в период нахождения на лечении в военном госпитале Кубатов Ф.И. неоднократно осматривался врачом - неврологом.
По результатам компьютерной томографии, проведенной 23 апреля 2022 г. в военном госпитале, признаков патологии головного мозга у Кубатова Ф.И. не выявлено. 26 апреля 2022 г. он осмотрен врачом - отоларингологом, что подтверждается протоколом ведения пациента и журналом учета больных. При осмотре установлено, что "данные изъяты" органы без патологий, "данные изъяты", диагноз - "данные изъяты".
Из выписного эпикриза от 12 мая 2022 г. ИБ N 7086 следует, что установленное у Кубатова Ф.И. заболевание ("данные изъяты") к ранениям ("данные изъяты") не относится. Поэтому справка для осуществления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 административному истцу не оформлялась.
При необходимости дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков, суд вправе назначить специалиста (лицо, обладающее специальными знаниями и (или) навыками) (ч. 1 ст. 50 КАС РФ).
Из пояснений и консультаций, данных в судебном заседании гарнизонного военного суда специалистами: начальником 1 хирургического специализированного
отделения старшим врачом - отоларингологом ФГКУЗ "1 военный госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" - В.Х. и старшим врачом - неврологом неврологического отделения того же учреждения - Л.В, следует, что установленный врачами военного госпиталя Кубатову Ф.И. диагноз является обоснованным, а выявленное у него заболевание, исходя из медицинских документов, к ранениям ("данные изъяты") не относится. При этом упомянутые специалисты обратили внимание на то, что в ходе проведения исследований и осмотра Кубатова Ф.И. признаков патологии "данные изъяты" не выявлено, "данные изъяты" статус - без патологий, в связи с чем эти обстоятельства не позволяют прийти к выводу об обоснованности поставленного ему диагноза в больнице, расположенной в "данные изъяты".
Что касается наличия в выписном эпикризе военного госпиталя от 12 мая 2022 г. ИБ N 7086 диагноза - "данные изъяты", то из пояснений административного ответчика Шишкина А.В, данных им в суде первой инстанции, и письменных объяснений начальника 1 неврологического отделения С.Н. находящихся в материалах дела, видно, что указание данного диагноза произведено ошибочно.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспоренных действий должностных лиц военного госпиталя, связанных с изменением Кубатову Ф.И. диагноза, а также отказе ему в оформлении справки для получения единовременной выплаты.
Как установлено по делу, перечисленным действиям административных ответчиков предшествовали исследования состояния здоровья (диагностика) административного истца, в ходе которых не нашло свое подтверждение наличие у него диагноза: минно-взрывной травмы, контузии. При этом установленный диагноз - астено-невротический синдром не является ранением, травмой, увечьем, контузией, а является клиническим заболеванием (невротическим расстройством, связанным со стрессом).
Исходя из изложенного, утверждение административного истца в жалобе со ссылкой на пункт 12 письменных указаний врио начальника военно-медицинского управления Южного военного округа от 6 августа 2022 г. N 49/2/4534 о том, что ему необходимо выдать справку о ранении на одном лишь основании, что ему оказана медицинская помощь в медицинской организации "данные изъяты" в связи с получением им ранения в период участия в СВО, является несостоятельным.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 203н утверждены критерии оценки качества медицинской помощи.
Согласно подпункту "з" пункта 2.2 вышеуказанного приказа клинический диагноз на основании данных анамнеза и осмотра, результатов лабораторных, инструментальных методов обследования и консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций, устанавливается в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации.
Поскольку административный истец находился в медицинском учреждении "данные изъяты" в течение суток, то поставленный ему 22 апреля 2022 г. диагноз фактически является предварительным.
Довод жалобы касающейся неправильного принятия судом первой инстанции решения по требованию о возложении на начальника военного госпиталя выдать заключение ВВК является беспредметным, поскольку административным истцом такое требование не заявлялось, в связи с чем оно предметом судебного разбирательства не являлось.
Таким образом, поскольку доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с обжалуемым судебным постановлением, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 29 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Кубатова Фарида Ильгамовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.