Решение Нижегородского областного суда от 21 октября 2022 г. по делу N 3а-931/2022
ФИО1 ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
[адрес] 21 октября 2022 года
ФИО1 областной суд в составе судьи областного суда Жилкина А.М, при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя административного истца - ФИО2, прокурора отдела прокуратуры ФИО1 [адрес] ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"") о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] [дата].
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] [дата].
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] [дата] [номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] [дата].
ООО " "данные изъяты"" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18; о признании недействующим со дня принятия пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]; о признании недействующим со дня принятия пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ООО " "данные изъяты"" на праве собственности принадлежит отдельно стоящее (склад металломоделей) с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, общей площадью 1 842, 80 кв.м, расположенное по адресу: ФИО1 [адрес].
В пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включен вышеуказанный объект недвижимости, однако, включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в приложения к Перечням неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанного объекта недвижимости, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере, поскольку, по мнению автора административного искового заявления, данный объект недвижимости фактически используется как складское помещение, что не является помещением для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, так как офисные помещения и сопутствующая офисная инфраструктура здания составляет менее 20% от общей площади здания. Торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, как указывает административный истец, в здании вовсе отсутствуют.
Кроме того, административный истец указывает, что решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий от [дата] [номер] здание исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в связи с чем, просит признать недействующим со дня принятия пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18; о признании недействующим со дня принятия пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]; о признании недействующим со дня принятия пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО2 просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств о личном участии при рассмотрении административного дела суду не представили.
Учитывая изложенное, а также требования статьи 150 КАС РФ и положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО5, полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от [дата] N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 НК РФ, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от [дата] N 307-ФЗ).
В ФИО1 [адрес] принят Закон ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]-З "О применении с [дата] на территории ФИО1 [адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".
Статьей 1 данного Закона ФИО1 [адрес] установлено, что в соответствии с главой 32 части второй НК РФ с [дата] на территории ФИО1 [адрес] применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 1 статьи 38 Устава ФИО1 [адрес] предусмотрено, что Правительство ФИО1 [адрес] является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] "Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО1 [адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 НК РФ" (в редакции постановлений Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер], от [дата] [номер]) министерство имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] определено уполномоченным органом исполнительной власти ФИО1 [адрес], в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер], в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п. 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти ФИО1 [адрес], а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства ФИО1 [адрес] (п. 4.31).
Согласно статье 5 Закона ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] "О нормативных актах ФИО1 [адрес]", действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят [адрес] и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты [адрес]; 2) нормативные правовые акты [адрес]; 3) нормативные правовые акты [адрес]; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава ФИО1 [адрес], Закона ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]-З "О применении с [дата] на территории ФИО1 [адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]-З "О нормативных правовых актах ФИО1 [адрес]", Закона ФИО1 [адрес] от [дата] [номер]-З "О Правительстве ФИО1 [адрес]", постановления Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] "Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО1 [адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 НК РФ", постановления Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", постановления Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] "Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес]", решения городской Думы [адрес] от [дата] [номер] "О налоге на имущество физических лиц", суд приходит к выводу о том, приказ от [дата] N Сл-326-25615/18, приказ от [дата] [номер], являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий ФИО1 [адрес], так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства [дата], [дата], соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] N 401-ФЗ); 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от [дата] N 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] N 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории ФИО1 [адрес], осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата] [номер], определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п. 1.2.1); - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п. 1.2.2); - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3); - земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (п. 1.2.4); - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.); - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от [дата] N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Как следует из материалов дела, ООО " "данные изъяты"" является собственником объекта недвижимого имущества: отдельно стоящее (склад металломоделей) с кадастровым [номер], назначение: нежилое, общей площадью 1 842, 80 кв.м, расположенное по адресу: ФИО1 [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым [номер], который имеет виды разрешенного использования - "под складское здание с прилегающей территорией".
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата] [номер], действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (код 1.2.2), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9) и др.
Такой вид разрешенного использования земельного участка как "под складское здание с прилегающей территорией" не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата] [номер], относится к иной группе видов разрешенного использования земельных участков, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от [дата] [номер], вступившим в силу [дата], утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от [дата] [номер] "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от [дата] N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Данный приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от [дата] [номер] "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказ Минэкономразвития России от [дата] [номер] утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от [дата] [номер], вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации - [дата]).
В пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включен вышеуказанный объект недвижимости, однако анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 НК РФ, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего, указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пунктами 4 и 6 которого в редакции от [дата] предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Постановлением Правительства ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] в действующей редакции предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение ФИО1 [адрес] "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 01 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 01 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти ФИО1 [адрес], органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 [адрес], собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Порядка).
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы, не проводились. Вышеуказанный объект недвижимости был включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 годы только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объектах недвижимости).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, назначение вышеуказанного объекта недвижимости указано как "нежилое", наименование - "склад металломоделей".
Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества от [дата], наименование объекта учета - нежилое здание, с кадастровым номером [номер], наименование: "склад металломоделей", состоящее, как усматривается в экспликации, из: первого этажа (кадастровый [номер]), включающего в себя два склада, две вахтёрные, коридор, лестничную клетку, пять кабинетов, две кассы; подвала, в состав которого входят два склада, восемь вентиляционных, двух коридоров, двух душевых, двух раздевалок, четырех туалетов, двух умывальников, трех тамбуров; антресоли, состоящей из лестничной клетки, четырех коридоров, восьми кабинетов, кладовой, комнаты персонала и двух санузлов.
Как пояснила в ходе судебного разбирательства представитель административного истца - ФИО2, спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание, используется под складские помещения.
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в нем предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 НК РФ спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечней на 2019, 2020, 2021 годы по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из его фактического использования являлся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорного объекта недвижимости не позволяют признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Административный ответчик представил в суд отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что спорный объект недвижимости, с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО1 [адрес] включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, с соблюдением требований законодательства, по тем основаниям, что объект недвижимости используется в экономической деятельности административного истца, обеспечивающей извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем, просит в удовлетворении административного искового заявления просит отказать в полном объеме.
Вместе с тем, оценив все имеющиеся доказательства по делу, судом установлено, что доказательства, с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорный объект недвижимого имущества используется административным истцом в качестве объекта недвижимости торгового, бытового, офисного назначения либо объекта общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
Доводы административного ответчика о том, что спорный объект недвижимости используется административным истцом в экономической деятельности, обеспечивающей извлечение дохода и принесение прибыли, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в том числе, с учетом отсутствия фактического обследования объекта недвижимости.
Кроме того, суд принимает во внимание, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер] пункт 11599 раздела " [адрес]" исключен с [дата] из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, на основании решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от [дата] [номер] по заявлению ООО " "данные изъяты"", в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания, наименование "склад металломоделей", с кадастровым номером 52:18:0050275:221, площадью 1 842, 80 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1 [адрес].
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В нарушении приведенных положений административного процессуального закона административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о соответствие спорного нежилого здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения спорного нежилого здания в Перечни в суд не представлено.
Доказательств использования более 20 процентов площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры уполномоченный орган не предоставил. Отражение на экспликации к поэтажному плану здания помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы соответственно, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влекут увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год - признанию недействующими.
Определяя дату, с которой пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2019, 2020, 2021 годы соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес], суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес].
Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО1 [адрес].
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 11225 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] N Сл-326-25615/18.
Признать недействующим со дня принятия пункт 10910 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
Признать недействующим со дня принятия пункт 11639 раздела " [адрес]" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] от [дата] [номер].
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства ФИО1 [адрес] в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес].
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО1 [адрес].
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через ФИО1 областной суд.
Судья областного суда А.М. Жилкин
Решение в окончательной форме принято [дата].
Судья областного суда А.М. Жилкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.