Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-211/2022) по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Экоинтегратор" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г. (N33а-3849/2022) по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрации Виноградовского муниципального округа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя ООО "Экоинтегратор" Беляевой А.Б, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выражающегося в не принятии мер к перераспределению транспортных потоков отходов на территории Виноградовского района и исключению направления их в место временного накопления отходов, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, не организации обращения с твердыми коммунальными отходами на данном земельном участке в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также бездействия администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области, выражающегося в не приведении используемого в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельного участка в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указано на результаты прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с размещением на территории Виноградовского района твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, то есть в месте, не имеющем статуса объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр, или площадки временного накопления, оборудованной в соответствии с экологическими и санитарными нормами. В нарушение статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 220, 223 СанПиН 2.1.3684-21 твердые коммунальные отходы на указанном земельном участке размещены без проведения специальной подготовки ложа, исключающего воздействия отходов на подземные водные объекты. Отходы на земельном участке складируются не в виде специально спланированных отвалов и насыпей, а хаотично по всей площади земельного участка. Хранение сыпучих и летучих отходов (включая упаковку пищевых отходов) допускается в открытом виде. Поверхность площадки не имеет твердого покрытия, исключающего негативное воздействие на почву. Образование на земельном участке несанкционированной свалки приводит к загрязнению окружающей среды.
Потоки отходов с мест их первичного накопления в границах Виноградовского района направляются в настоящее время, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером N, который не отвечает нормативным требованиям к месту накопления твердых коммунальных отходов. В результате бездействия административных ответчиков надлежащая охрана земельного участка, на котором фактически расположена свалка твердых коммунальных отходов, не обеспечена, надлежащее обращение с твердыми коммунальными отходами на правобережной части Виноградовского района, разделенного рекой Северная Двина, не организовано, то есть допускается размещение отходов вне специально оборудованных мест, чем нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Виноградовского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2022г. административный иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в части неперераспределения транспортных потоков на территории Виноградовского района и направление их в место временного накопления на земельный участок с кадастровым номером: N, а также в части неорганизации обращения с твердыми коммунальными отходами на земельном участке с кадастровым номером N в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признано незаконным бездействие администрации Виноградовского муниципального округа в части неприведения используемого в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельного участка с кадастровым номером N в соответствие с требованиями санитарных правил и норм.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязано перераспределить транспортные потоки отходов на территории Виноградовского района и исключить их направление в место временного накопления на земельный участок с кадастровым номером N до его приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства к месту накопления твердых коммунальных отходов.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрация Виноградовского муниципального округа обязана в срок не позднее 1 марта 2023г. обеспечить организацию приведения земельного участка с кадастровым номером N в соответствие с требованиями пунктов 220, 223 СанПиН 2.1.3684-21.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г.
решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2022г. отменено в части и принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Виноградовского муниципального округа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Виноградовского муниципального округа, выразившееся в неприведении используемого в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельного участка с кадастровым номером N в соответствие с требованиями санитарных норм.
Администрация Виноградовского муниципального округа обязана в срок не позднее 1 января 2023 года обеспечить организацию приведения земельного участка с кадастровым номером N в соответствие с требованиями санитарных норм.
В удовлетворении административного иска Архангельского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами отказано.
В кассационной жалобе ООО "Экоинтегратор" просит изменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г, исключив из него выводы судебной коллегии, изложенные в последнем абзаце стр.6, абзацах 1-3 стр.7 и абзаце 4 стр.8 определения, не передавая дело на новое рассмотрение. Полагает, что оспоренные выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют требованиям законодательства и не основаны на материалах дела. Отмечает, что фактические обстоятельства и сделанные судом апелляционной инстанции оспоренные выводы не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего спора.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его изменение в кассационном порядке.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее-Федеральный закон N89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ).
В соответствии со ст.8 Федерального закона N89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 4).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
Из материалов дела следует, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2022г. проведена проверка обращений граждан о нарушениях законодательства в сфере обращения с отходами, в ходе которой выявлено, что расположенный в деревне Осиново Виноградовского района Архангельской области земельный участок категории земель "земли промышленности" с разрешенным видом использования "для складирования производственных и бытовых отходов" с кадастровым номером N используется в качестве площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Указанный объект представляет собой старую поселковую свалку бытовых отходов "адрес", не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, не имеет эксплуатирующей организации и, по сути, является несанкционированной свалкой отходов.
Постановлением правительства Архангельской области от 11 апреля 2017г. N144-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее по тексту - Территориальная схема).В соответствии с пунктом 8.2 раздела 8 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" Территориальной схемы существующая схема транспортирования твердых коммунальных отходов представлена в таблицах 8.1 и 8.2.
Согласно таблице 8.2 "Существующая схема потоков отходов за второе полугодие 2020 года" отходы, образующиеся на территории муниципального образования "Осиновское" Виноградовского района Архангельской области, опера-тором ООО "Экопрофи" в период с ноября по декабрь 2020г. свозятся в пункт временного размещения "Осиновское".
Вместе с тем, пунктом 8.2 названного раздела Территориальной схемы предусмотрено, что анализ схемы движения потоков отходов с учетом прогнозной инфраструктуры обращения с отходами (ввода в эксплуатацию новых мощностей и вывода из эксплуатации действующих) показал необходимость изменения схемы транспортирования (приложение В1). Результатом решения оптимизационной задачи является схема потоков твердых коммунальных отходов, образованных на территории Архангельской области. Данная схема составлена отдельно на каждый год действия территориальной схемы обращения с отходами. Перспективная схема потоков отходов на каждый год действия территориальной схемы представлена в приложении В1 и действует с момента утверждения Территориальной схемы в обновленной редакции.
В соответствии с приложением В1.1 "Перспективная логическая модель (схема потоков ТКО на период с 2022-2031 годов)" отходы, образующиеся на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области (в состав которого вошло и муниципальное образование "Осиновское"), направляются непосредственно (без накопления на объекте перегрузки) на объект размещения - полигон твердых бытовых отходов, расположенный в поселке Березник Виноградовского района.
При этом, в соответствии с пунктом 8.2 раздела 8 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" Территориальной схемы при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций или ситуаций непреодолимой силы на объектах размещения отходов, определенных как конечные объекты размещения твердых коммунальных отходов на срок действия территориальной схемы, транспортирование отходов должно осуществляться на ближайший от мест образования отходов легитимный объект, имеющий транспортную доступность для мусоровозной техники и остаточный ресурс на момент возникновения чрезвычайной ситуации или ситуации непреодолимой силы. К таким ситуациям могут относиться, в том числе, административное приостановление деятельности объекта, прекращение деятельности объекта (приостановление/аннулирование лицензии), пожар на объекте, выход из строя техники на объекте, ремонт дороги к объекту, распутица, размытие, снежный завал подъездных путей и на самом объекте, изменение срока ввода в эксплуатацию нового объекта, предусмотренного Территориальной схемой.
Названная норма предусматривает, что изменение направления транспортирования в связи с какой-либо из вышеуказанных ситуаций может осуществляться до момента устранения обстоятельств, послуживших причиной данной ситуации. О начале и окончании периода изменения направления транспортирования региональный оператор обязан в официальном порядке уведомить министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение одного дня с момента начала/окончания периода изменения направления транспортирования отходов. В случае отсутствия указанных уведомлений изменение направления транспортирования отходов будет считаться нарушением схемы потоков отходов от источников их образования до объектов размещения отходов, закрепленной Территориальной схемой (л.д. 240).
С учетом изложенного, судебной коллегией по административным делам Архангельского областного суда указала о том, что утвержденной в установленном законом порядке уполномоченным органом государственной власти Архангельской области Территориальной схемой в 2022г. не предусмотрено направление потоков твердых коммунальных отходов на объект, расположенный в деревне Осиново Виноградовского района Архангельской области, а также определены конкретные действия регионального оператора, оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае необходимости перераспределения потоков отходов в связи с возникновением чрезвычайной ситуации или ситуации непреодолимой силы.
Из материалов дела следует, что накопление твердых коммунальных отходов на указанном в административном иске земельном участке производилось на основании распоряжений администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" от 11 ноября 2020г. N 502-р, от 31 марта 2021г. N 121-р, от 8 октября 2021г. N 456- р, от 27 декабря 2021г. N 665-р, согласно которым на период отсутствия транспортной доступности легального места размещения отходов местом временного накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории муниципального образования "Осиновское" Виноградовского района Архангельской области, определен земельный участок с кадастровым номером N.
На дату рассмотрения дела соответствующие решения об определении указанного земельного участка местом временного накопления твердых бытовых отходов оформлены протоколами заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Виноградовского муниципального округа Архангельской области от 13 апреля 2022г. и 6 мая 2022г.
Кроме этого, ООО "ТрансДорПроект" письмом от 1 декабря 2021г. уведомило ООО "ЭкоИнтегратор" о прекращении деятельности, связанной с обращением с отходами на полигоне бытовых и производственных отходов, расположенном по адресу: "адрес", в связи с расторжением договора аренды данного объекта. В связи с этими обстоятельствами исполнение Территориальной схемы, предусматривающей в 2022г. направление отходов, образующихся на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области, на указанный полигон стало невозможным в силу объективных причин. В настоящее время поток отходов, образующихся на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области, перенаправлен на полигон, расположенный в городе Архангельске.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что транспортирование твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Виноградовского района Архангельской области, региональным оператором - ООО "ЭкоИнтегратор" - организовано с нарушением требований Территориальной схемы, обязывающей данную организацию обеспечить направление отходов на полигон, расположенный в поселке Бёрезник Виноградовского района Архангельской области, без их передержки на каком-либо промежуточном пункте, а при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации или обстоятельств непреодолимой силы - на ближайший легальный объект размещения твердых коммунальных отходов, но не на несанкционированную свалку, каковой является объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N.
Эти же выводы сделаны и старшим государственным инспектором Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Николаенко О.А. в постановлении от 15 апреля 2022г.N 06-02-20/2022 по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ООО "ЭкоИнтегратор" в соответствие с процедурой, предусмотренной пунктом 8.2 Территориальной схемы, уведомило министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об изменении направления транспортирования твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Виноградовского района Архангельской области, а названный административный ответчик согласовал такое изменение, ни в ходе прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе данного судебного разбирательства не выявлено.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии бездействия со стороны администрации Виноградовского муниципального округа, выразившегося в неприведении используемого в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельного участка с кадастровым номером N в соответствие с требованиями санитарных норм.
Выводы судов в указанной части в полной мере согласуются со ст.8 Федерального закона N89-ФЗ, п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона N131-ФЗ.
Ошибочная ссылка суда апелляционной инстанции на п.14 ч.1 ст.15, а не на п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона N131-ФЗ не свидетельствует о неправильности выводов судебных инстанций по существу.
В указанной части ни решение суда первой инстанции, ни апелляционное определение суда апелляционной инстанции не оспаривается.
Так как в действующем законодательстве отсутствует норма, возлагающая обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, то в указанной части суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований прокурора, предъявленных к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют приведенному правовому регулированию и установленным обстоятельствам дела, равно как соответствуют и положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В данной части выводы судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда не оспариваются.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе относительно исключения из мотивировочной части абзацев на стр.стр. 6, 7 и 8 апелляционного определения не могут быть признаны состоятельными.
В последнем абзаце на стр.6, в абз. 1 на стр.7 обжалуемого апелляционного определения указано, что транспортирование твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Виноградовского района Архангельской области, региональным оператором-ООО "ЭкоИнтегратор" организовано с нарушением требований Территориальной схемы, на несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером N.
В абзаце 2 на стр.7 обжалуемого апелляционного определения сделана ссылка на аналогичные выводы, содержащиеся в постановлении об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. N.
В абзаце 3 на стр.7 обжалуемого апелляционного определения указано, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что ООО "ЭкоИнтегратор" в соответствие с процедурой, предусмотренной пунктом 8.2 Территориальной схемы, уведомило министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об изменении направления транспортирования твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Виноградовского района Архангельской области, а названный административный ответчик согласовал такое изменение, ни в ходе прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе данного судебного разбирательства не выявлено.
В абзаце 4 на стр.8 обжалуемого апелляционного определения отражено, что земельный участок с кадастровым номером N в качестве легального места временного накопления в 2022г. твердых коммунальных отходов в Территориальной схеме не значится, министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в таком качестве в связи с обращением регионального оператора в порядке, установленном пунктом 8.2 Территориальной схемы, в том числе, на период отсутствия транспортной доступности, не согласовывался.
Таким образом, в вышеуказанных абзацах обжалуемого апелляционного определения изложены фактические установленные по делу обстоятельства, имеющие правовое значения для рассмотрения настоящего административного дела.
Обстоятельства по делу установлены полно и правильно, приведенные в апелляционном определении выводы мотивированы и обоснованы, правовых оснований для исключения из текста апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г. последнего абзаца на стр. 6, абз.1-3 на стр.7 и абзаца 4 на стр.8 не имеется.
Несогласие с выводами суда не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор"-без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.