Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лунева С. А. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года по административному делу N 2а - 111/2022 по административному исковому заявлению Лунева С. А. о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Лунев С.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленного протоколом от 16 апреля 2021 года N 1.
В обоснование требований указал, что 9 ноября 2016 года уволен из прокуратуры Архангельской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. На основании договора найма служебного жилого помещения от 7 ноября 2016 года семья административного истца, включая супругу и сына, занимает жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". В период работы в прокуратуре административный истец обращался с заявлением о предоставлении указанного жилого помещения ему в собственность. В 2019 году им подано заявление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Оспариваемым решением жилищной комиссии административному истцу в удовлетворении заявления отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. на одного члена семьи. Считает решение незаконным, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", переданное Луневу С.А. в декабре 2020 года администрацией муниципального образования "Холмогорское" во исполнение судебного акта, отчуждено им в мае 2021 года, то есть после подачи заявления о признании нуждающимся в жилых помещениях, а не в течение пяти предшествующих лет до его подачи. Площадь принадлежавшей на праве собственности супруге административного истца Луневой М.В. "адрес", расположенной по адресу: "адрес" "адрес", "адрес" (25, 5 кв.м), не свидетельствует об обеспеченности каждого члена семьи административного истца достаточной общей площадью. Кроме того, указанная квартира также отчуждена супругой в июле 2020 года. На дату жилищной комиссией решения основания для отказа в признании административного истца нуждающимся в жилых помещениях отсутствовали.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 сентября 2021 года Лунев С.А просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, выводы, сделанные судом не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указал, на дату принятия оспариваемого решения обеспеченность общей площадью составляла менее 15 кв.м. на человека.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, что Лунев С.А. уволен из органов прокуратуры Архангельской области за выслугу лет 09 ноября 2016 года, является пенсионером органов прокуратуры, на основании договора найма служебного жилого помещения от 7 ноября 2016 года N 51 занимает жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Членами семьи Лунева С.А. являются: супруга Лунева М.В, сын Лунев М.С.
20 марта 2019 года Лунев С.А. направил в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 1 Луневу С.А. отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, решено не выходить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления Луневу С.А. занимаемого служебного жилого помещения в собственность, прокуратуре Архангельской области поручено провести соответствующие мероприятия по снятию с учета и освобождению служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение жилищной комиссии соответствует требованиям закона, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи административного истца с учетом произведенных семьей административного истца действий по отчуждению жилых помещений не соответствует критериям нуждаемости в жилых помещениях.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", распространяющей свое действие, в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях, предусмотрено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.
Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, в том числе являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 5).
В соответствии с пунктом 14 указанной статьи прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Подпунктом "д" пункта 15 статьи 44.1 к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, отнесены действия прокурора или членов его семьи, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02 октября 2018 года N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение).
Пунктами 2.2 - 2.4 Положения предусмотрены аналогичные, указанным в законе, основания для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно подпункту 1 пункта 2.6 Положения основаниями для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях являются следующие обстоятельства: сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 2.7 Положения прокуроры (граждане), которые с намерением получить единовременную социальную выплату (занимаемое жилое помещение в собственность) совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Если имело место отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений (частей жилых помещений), наличие которых не исключало признания прокуроров (граждан) нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктами 2.2, 2.3 Положения, то прокуроры (граждане) принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях независимо от даты совершения указанных действий и без учета пятилетнего срока.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокуроров (граждан), относятся действия прокуроров (граждан) и (или) членов их семей, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей (подпункт "д").
При этом факты отчуждения прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений или их частей подлежат учету в тех случаях, когда они повлияли на нуждаемость в жилом помещении.
Судами установлено, что Лунева М.В. с 30 апреля 2008 года являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", "адрес" (общая площадь 25, 5 кв.м). Указанное жилое помещение отчуждено супругой административного истца Луневой М.В. на основании договора дарения жилого помещения от 15 июля 2020 года Аншуковой С.Ю. (дочери Луневой М.В.), право собственности зарегистрировано 20 июля 2020 года.
Кроме того, между муниципальным образованием сельское поселение "Холмогорское" и Луневым С.А. заключен договор социального найма жилого помещения от 20 декабря 2019 года, по условиям которого Луневу С.А. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (общая площадь 37, 1 кв.м).
На основании договора передачи квартиры в собственность от 12 марта 2021 года N 1685 указанное жилое помещение передано безвозмездно в частную собственность Луневу С.А, право собственности которого на спорное жилое помещение зарегистрировано 23 апреля 2021 года, и отчуждено Луневым С.А. на основании муниципального контракта от 15 июня 2021 года N 20 в собственность муниципальному образованию "Холмогорский муниципальный район" за плату.
Таким образом, судами правомерно, с учетом обстоятельств по делу, сделан вывод о том, что исходя из состава семьи и имеющегося в собственности членов семьи административного истца жилья обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи превышает 15 кв.м ((25, 5 кв.м + 37, 1 кв.м)/3), что является безусловным основанием для отказа в принятии прокурора (гражданина) нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях как в силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", так и приведенного Положения.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года по административному делу N 2а - 111/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Лунева С. А. - без удовлетворения.
Решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.