N 88а-19999/2022
город Санкт-Петербург 28 октября 2022г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Морозкова Е.Е, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Зарипова И.Д. на определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2022г. (М-2774/2022) об оставлении административного иска Зарипова И.Х. без движения и на апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2022г. (N33а-5293/2022),
УСТАНОВИЛ:
Зарипов И.Х. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий должностных лиц ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и присуждении компенсации в размере 20 000 руб.
В обоснование указал, что должностным лицом ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 28 июня 2022г. ему отказано в ознакомлении с актами о нарушении правил внутреннего распорядка ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, что является нарушением условий содержания, так как отказано в ознакомлении с информацией непосредственно касающейся административного истца.
Административный иск содержит ходатайства об истребовании доказательств, об освобождении либо о предоставлении отсрочки от уплаты госпошлины, о принятии мер предварительной защиты.
Определением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2022г, оставленного без изменения апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2022г, административный иск Зарипова И.Х. оставлен без движения.
В кассационной жалобе Зарипов И.Х. просит отменить судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм процессуального права.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Необходимости для вызова административного истца в судебное заседание суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Согласно ч.1 ст.130 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Из представленного материала, из содержания административного иска следует, что Зариповым И.Х. представлена в суд копия административного искового заявления для административного ответчика.
В обжалуемых судебных актах указано, что административный иск Зарипова И.Х. оставлен без движения в связи с тем, что административный истец представил копию административного иска, которая не соответствует оригиналу.
Между тем, из представленного материала невозможно сделать вывод о правильности правовой позиции судов и не имеется возможности опровергнуть довод Зарипова И.Х. о том, что им была представлена надлежащая копия административного иска.
При таких обстоятельствах оставление без движения поданного Зариповым И.Х. административного иска по основаниям п.1ч.1 ст.126, ст.130 КАС РФ не может быть признано законным.
Вследствие изложенного определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2022г. и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2022г. подлежит отмене с направлением материала по административному иску Зарипова И.Х. в суд первой инстанции-Ухтинский городской суд Республики Коми для разрешения вопроса о принятии административного иска Зарипова И.Х.
Кроме этого, как следует из представленного материала после принятия обжалуемых судебных актов судьей Ухтинского городского суда Республики Коми вынесено определение от 7 сентября 2022г. о возращении административного иска Зарипова И.Х. в связи с не исправлением указанных в определении судьи от 5 июля 2022г. недостатков и не предоставлением копии административного иска.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020г. N17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.
В кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд кассационной инстанции вышел за пределы доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении (пункт 7 части 2 статьи 330 КАС РФ).
Так как правовым основанием для вынесения судьей Ухтинского городского суда Республики Коми определения от 7 сентября 2022г. явилось определение от 5 июля 2022г. об оставлении административного иска Зарипова И.Х. без движения (оставленное без изменений апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2022г.), которые подлежат отмене по результатам рассмотрения кассационной жалобы Зарипова И.Х, то с учетом приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд кассационной инстанции считает необходимым выйти за пределы кассационной жалобы Зарипова И.Х. и отменить определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 7 сентября 2022г. ввиду отсутствия правовых оснований для его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2022г, апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2022г. отменить.
Определения судьи Ухинского городского суда Республики Коми от 7 сентября 2022г. отменить.
Материал по административному иску Зарипова И.Д. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий должностных лиц ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и присуждении компенсации в размере 20 000 руб. направить в Ухтинский городской суд Республики Коми для разрешения вопроса о принятии административного иска Зарипова И.Д..
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.