Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Самарского областного суда от 3 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО7, представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Сызрань Самарской области - ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункт 6 Приложения к Решению Думы городского округа Сызрань от 24 апреля 2019 года N35 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Сызрань от 27 апреля 2016 года N37 "О коэффициентах вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", в части установления для земельных участков под объектами торговли коэффициента в размере 0, 1889.
Решением Самарского областного суда от 3 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 Приложения к Решению Думы городского округа Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Сызрань от 27 апреля 2016 года N 37 "О коэффициентах вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", в части установления для земельных участков под объектами торговли Кв 0, 1889.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо по делу Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилось в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом, прокуратурой Самарской области представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя заинтересованного лица просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда - отменить.
Представитель административного истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении не явились. Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации полагавшей, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия установиласледующее.
Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27 апреля 2016 года N37 "О коэффициенте вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", были утверждены коэффициенты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории городского округа Сызрань. Так, пунктом 6 Приложения указанного решения был установлен коэффициент для земельных участков под торговыми центрами и рынками в размере 0, 0175, а для земельных участков под магазинами 0, 0179. В результате проверки проведенной Федеральной антимонопольной службой (Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области) в адрес председателя Думы городского округа Сызрань Самарской области было вынесено предупреждение N209/10 от 11 января 2019 года. Согласно указанному предупреждению в связи с наличием в принятии акта в части - Решения от 27 апреля 2016 года N37 в коэффициенте вида использования земельного участка, применяемого при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (пункты, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 Приложения) признаков нарушения пункта статьи 15 Закона "О защите конкуренции" Самарское УФАС России на основании статьи 39.1 указанного закона предупредила о необходимости внесения изменений в Решение от 27 апреля 2016 года N37, в срок до 1 марта 2019 года.
Во исполнение указанного предупреждения решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 24 апреля 2019 года N 35 внесены изменения в Решение Думы городского округа Сызрань от 27 апреля 2016 года N 37 "О коэффициентах вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством".
Пунктом 6 Приложения к Решению Думы N 35 от 24 апреля 2019 года установлен коэффициент вида использования земельных участков под объектами торговли - 0, 1889.
При рассмотрении дела по существу, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается участниками спора.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N. При этом земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под объектами торговли", на котором находится указанный объект не имеет связи со зданием в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N, и не находится в собственности административного истца. В связи с чем, арендная плата за фактическое пользование указанным земельным участком административному истцу не предъявлялась.
14 января 2022 года комитет имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань направил ФИО1 требование произвести оплату за земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под объектами торговли", на котором расположено нежилым помещение, принадлежащее ФИО1
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером N с собственниками помещений, в том числе с ФИО1 не заключался.
При расчете платы за земельный участок в период с 24 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 годы применялся коэффициент вида разрешенного использования в размере 0, 1889, установленный оспариваемым нормативным правовым актом.
В связи с чем, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в Самарский областной суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что порядок расчёта платы за земельные участки не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В данном случае арендная плата установлена не в размере соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования, а с учётом объектов, находящихся на земельном участке (капитальных или временных), что создает дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, путём установления различной платы за аренду аналогичных земельных участков.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и основным принципам определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействующим в этой части.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, о том, что при расчёте арендной платы учитывается кадастровая стоимость, которая является экономической величиной, следовательно, учтены экономические факторы, предусмотренные законом при расчёте арендной платы за земельный участок, судебной коллегией отклоняются.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (с изменениями на 14 ноября 2016 года), арендная плата за земельный участок рассчитывается по формуле: Ап (размер арендной платы)= кадастровая стоимость на 1 января расчетного года х коэффициент вида использования земельного участка х коэффициент инфляции, однако, использование кадастровой стоимости как одного из множителей в данной формуле не учитывает доходность земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования.
Доказательств злоупотребления правом со стороны административного истца суду административным ответчиком не представлено.
Отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции на указание об опубликовании текста решения суда не может повлечь его отмену, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 3 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 ноября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.