Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова Венера Фаритовича на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Федоровского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан от 29 декабря 2021 года N 62/21/02063-АП, решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года N12-13/2022, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года N 21-375/2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова Венера Фаритовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Федоровского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан Камышлова С.Д. от 29 декабря 2021 года N 62/21/02063-АП, оставленным без изменения решением судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года N12-13/2022 и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года N 21-375/2022, глава администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинов В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Николаева А.А, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче лицом, жалобы на указанные выше постановления, в установленный срок возражения на данную жалобу не представила.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить названные акты, вынесенные в отношении администрации по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со статей 113 Закона об исполнительном производстве в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 27 августа 2021 года врио заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Федоровского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Башкортостан Прокудиной Н.В. на основании исполнительного листа серии ФС N 026290081, выданного 23 июля 2021 года Стерлибашевским межрайонным судом Республики Башкортостан по делу N 2-1248/2020 на основании решения судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан, вступившего в законную силу 5 июля 2021 года, в отношении должника - администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан возбуждено исполнительное производство N-ИП. Предмет исполнения - предоставление ФИО5 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям (л.д.8).
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 27 августа 2021 года должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
8 ноября 2021 года в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, в отношении администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения до 16 ноября 2021 года, о чем вынесено требование. Постановление и требование вручены 9 ноября 2021 года (л.д.31, 32).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова В.Ф. и привлечения его постановлением должностного лица от 29 декабря 2021 года к административной ответственности по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции с выводами должностного лица административного органа и принятым им решением согласились.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа судебные инстанции пришли к выводу, что действия Насретдинова В.Ф. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сославшись в том числе на материалы исполнительного производства и протокол об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года N 63/21/02063-АП.
Между тем, протокол об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года либо его надлежащим образом заверенная копия в материалах настоящего дела отсутствует.
При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что Насретдинов В.Ф. надлежащим образом извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Федоровского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан, в материалах дела также отсутствуют.
Отдельного приложения к материалам настоящего дела, ссылка на которое имеется в решении судьи второй инстанции, содержащего доказательства по делу, не представлено.
Судебными инстанциями мер к приобщению к материалам дела об административном правонарушении доказательств, на которые имеется ссылка в судебных актах, в том числе протокола об административном правонарушении, иных доказательств по делу предпринято не было.
Между тем соответствии с подпунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Все доказательства, представленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и не подлежат изъятию из него.
Проверить доводы заявителя и выполнить требования части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без наличия указанных доказательств в материалах дела при рассмотрении кассационной жалобы не представляется возможным.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, 24 февраля 2022 года жалоба главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова В.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрена судьей межрайонного суда в отсутствие Насретдинова В.Ф, с участием защитника ФИО7, не имеющего соответствующих полномочий.
При этом сведения о том, что Насретдинов В.Ф. извещался о месте и времени рассмотрения его жалобы в соответствии с требованиями части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют.
Расписка, врученная управляющему делами на имя Насретдинова В.Ф, таким извещением не является (л.д.26).
Иным способом, перечисленным в статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о месте и времени рассмотрения дела Насретдинов В.Ф. судьей межрайонного суда не извещался.
Письменных ходатайств о рассмотрении дела по существу в отсутствие Насретдинова В.Ф. материалы дела не содержат.
Указанные нарушения оставлены судьей второй инстанции без должного внимания и оценки.
В жалобе, поданной в Стерлибашевский межрайонный суд и в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан глава администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан также приводил доводы о том, что с момента получения требования об установлении нового срока исполнения - 9 ноября 2021 года до 16 ноября 2021 года требования исполнительного документа не исполнены в связи с устранением застройщиком недостатков жилого помещения, подлежащего передаче ФИО5
Оценка указанным доводам судебными инстанциям в судебных актах не дана. Вместе с тем, в рассматриваемом случае, вопрос имел правовое значение для установления виновности главы администрации в совершении вмененного правонарушения и подлежал выяснению по настоящему делу об административном правонарушении.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у главы администрации возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры в период с даты вручения требования об установлении нового срока исполнения (9 ноября 2021 года) и до 16 ноября 2021 года по их соблюдению.
Подобное разрешение жалоб на состоявшийся по делу об административном правонарушении акт не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Допущенные судебными инстанциями нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не позволяют признать состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Таким образом, из материалов административного дела следует, что в ходе его рассмотрения при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств судьями были грубо нарушены требования статей 24.1, 26.1, части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, что является существенным процессуальным нарушением и влечет отмену состоявшихся судебных решений с возвращением дела на новое рассмотрение в межрайонный суд.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова В.Ф, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд кассационной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом при новом рассмотрении дела, иные доводы кассационной жалобы не подлежат оценке и могут быть заявлены при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова Венера Фаритовича удовлетворить частично.
Решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Насретдинова Венера Фаритовича, отменить.
Дело возвратить в Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан на новое рассмотрение.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.