Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Перевозчикова Андрея Николаевича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "АНК" (далее - ООО "АНК") Перевозчикова А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики N от 14 марта 2022 г. директор ООО "АНК" Перевозчиков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Перевозчиков А.Н. обжаловал его в Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2022 г. постановление заместителя министра строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики N от 14 марта 2022 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 г. решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2022 г. отменено, дело направлено для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Перевозчиков А.Н. выражает несогласие с решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 г, просит его отменить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон "О естественных монополиях") субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ООО "АНК" осуществляет регулируемую деятельность в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на территории Удмуртской Республики.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 28 сентября 2021 г. N 18/43 "О тарифах на транспортировку воды, осуществляемую ООО "АНК", на 2022 год", установлены тарифы на транспортировку воды, осуществляемую ООО "АНК" на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 28 сентября 2021 года N 18/44 "О тарифах на транспортировку сточных вод, осуществляемую обществом с ограниченной ответственностью "АНК", на 2022 г, установлены тарифы на транспортировку сточных вод, осуществляемое ООО "АНК" на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года N 25/89 "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ООО "АНК" потребителям", установлены тарифы на горячее водоснабжение, осуществляемое ООО "АНК" на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
В соответствии с первым абзацем пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях". Абзацем вторым пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О естественных монополиях" установлено, что свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, (далее также - Стандарты), которыми установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий - регулируемыми организациями, осуществляющими водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, а также поставку тепловой энергии, проведенного 18 февраля 2022 г. Министерством строительства, жилищно-коммунального и энергетики Удмуртской Республики в отношении ООО "АНК", установлено, что:
1. В нарушение пункта 27 Стандартов ООО "АНК" не раскрыта информация, указанная в пунктах 15, 23 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования, то есть до 29 октября 2021 г, а именно:
- не раскрыта информация об утвержденных тарифах на транспортировку воды (в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Стандартов), в том числе: а) о наименовании органа регулирования, принявшего, решение об утверждении тарифов; б) о реквизитах (дата и номер) такого решения; в) о величине установленного тарифа; г) о сроке действия тарифа; д) об источнике официального опубликования решения (в соответствии с пунктом 16 Стандартов);
- не раскрыта информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, которая должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (в соответствии с пунктом 23 Стандартов).
2. В нарушение пункта 32 Стандартов ООО "АНК", не раскрыта, указанная в пункте 21 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, а именно:
- не раскрыта информация за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2021 г.: о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения содержит сведения: а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала; б) о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала; в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала; г) о резерве мощности централизованной системы холодного водоснабжения в течение квартала.
3. В нарушение пункта 48 Стандартов ООО "АНК" не раскрыта информация, указанная в пунктах 36, 44 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования, то есть до 29 октября 2021 г, а именно:
- не раскрыта информация об утвержденных тарифах на транспортировку сточных вод (в соответствии с подпунктом "б" пункт 36 Стандартов), в том числе: а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов; б) о реквизитах (дата и номер) такого решения; в) о величине установленного тарифа; г) о сроке действия тарифа; д) об источнике официального опубликования решения (в соответствии с пунктом 37 Стандартов);
- не раскрыта информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе водоотведения (в соответствии с пунктом 44 Стандартов).
4. В нарушение пункта 53 Стандартов ООО "АНК" не раскрыта, указанная в пункте 42 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, а именно:
- не раскрыта информация за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2021 г.: о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, которая должна содержать сведения: а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения в течение квартала; б) о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения в течение квартала; в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала; г) о резерве мощности централизованной системы водоотведения в течение квартала.
5. В нарушение пункта 69 Стандартов ООО "АНК" не раскрыта информация, указанная в пунктах 57, 65 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования, то есть до 20 января 2022 г, а именно:
- не раскрыта информация об утвержденных тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) (в соответствии с подпунктом "а" пункт 57 Стандартов), в том числе: а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов; б) о реквизитах (дата и номер) такого решения; в) о величине установленного тарифа; г) о сроке действия тарифа; д) об источнике официального опубликования решения (в соответствии с пунктом 58 Стандартов);
- не раскрыта информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и оказания регулируемых услуг, которая должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения (в соответствии с пунктом 65 Стандартов).
6. В нарушение пункта 74 Стандартов ООО "АНК", не раскрыта информация, указанная в пункте 63 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, а именно:
- не раскрыта информация за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2021 года: о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения в течение квартала; о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения в течение квартала; о количестве заявок о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин) в течение квартала; о резерве мощности централизованной системы горячего водоснабжения в течение квартала (в соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "г" пункта 63 Стандартов).
При таких обстоятельствах постановлением должностного лица директор ООО "АНК" Перевозчиков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2022 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, 22 августа 2022 г. судьей Верховного Суда Удмуртской Республики решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2022 г. признано незаконным и отменено, дело направлено для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Отменяя данное решение, судья Верховного Суда Удмуртской Республики исходил из того, что судья районного суда, приняв и рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, допустил нарушения правил подсудности, и признал допущеные нарушения процессуальных требований существенными.
Материалы дела направлены для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который составляет один год.
С такими выводами судьи Верховного Суда Удмуртской Республики следует согласиться, они являются верными, правовые основания для отмены принятого решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении судьей Верховного Суда Удмуртской Республики жалобы на судебный акт нижестоящей судебной инстанции допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену решения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 г, в том числе по доводам жалобы заявителя, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не установлено.
Доводы в жалобе заявителя, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, о незаконности постановления заместителя министра строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики N от 14 марта 2022 г. рассмотрению не подлежат, поскольку данный акт не был предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Шестом кассационном суде общей юрисдикции возможен пересмотр в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, только вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 г, вынесенное в отношении директора ООО "АНК" Перевозчикова Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Перевозчикова А.Н. - без удовлетворения.
Жалобу Перевозчикова А.Н. на постановление заместителя министра строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики N от 14 марта 2022 г, вынесенное в отношении директора ООО "АНК" Перевозчикова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без рассмотрения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.