Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Белова В.И., Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Грязина Сергея Дмитриевича, поданную 13 сентября 2022 года на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 марта 2022 года по административному делу N 2а-758/2021 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Грязину С.Д. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл обратилась в суд с административным иском к Грязину С.Д. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 976 032 рубля, пени по налогу в размере 169 967, 84 рублей, штрафа в размере 48 802 рубля.
В обоснование требований ссылалось на то, что в отношении административного ответчика проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 24 августа 2020 года N 3 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с недостоверным отражением суммы дохода (выручки) от реализации недвижимого имущества и суммы заявленных расходов в налоговой декларации за 2017 год. Вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2021 года решение налогового органа признано законным и обоснованным. В адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога, пени, штрафа, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Судом произведена замена административного истца на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 марта 2022 года, административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Грязина С.Д. заявленные суммы.
В кассационной жалобе Грязин С.Д. выражает несогласие с судебными постановлениями, просит их отменить, указывает, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости принято в 2021 году, налоговый орган выставил требование об уплате налога 3 июля 2020 года, в связи с чем полагает, что с принятием комиссией решения о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения в установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности порядке спора о результатах государственной кадастровой оценки, ранее определенная кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения, расчет налога исходя из кадастровой стоимости произведен неправомерно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Марий Эл по результатам выездной налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года вынесла решение от 24 августа 2020 года о привлечении Грязина С.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения, решением начислены к уплате налог, пени, штраф.
В решении налоговой инспекции указано, что по объектам недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", проданным Грязиным С.Д. в 2017 году, доход им исчислен не исходя из кадастровой стоимости этих объектов по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимости имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7, а исходя из продажной стоимости объектов, что противоречит пункту 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации и привело к занижению исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на 976 032 рубля.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл от 18 мая 2021 года N 166 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" определена в размере 2 230 000 рублей и 1 981 000 рублей.
Суды правомерно отклонили доводы административного ответчика о необходимости учета вышеуказанных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходя из того, что результаты пересмотра кадастровой стоимости в 2021 году не являются основанием для изменения налоговой базы по НДФЛ за 2017 год.
Оценивая доводы сторон, суды руководствовались нормами пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что сведения об изменении кадастровой стоимости могут относиться к имущественным и земельным налогам, правовых оснований для учета их применительно к налогу на доходы физических лиц не имеется.
Судам также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административного иска Грязина С.Д. о признании незаконным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалованных судебных постановлений, в которых проанализировано правовое регулирование рассматриваемых правоотношений, а изложенные в них выводы мотивированы и не противоречат материалам дела.
При изложенных данных кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грязина Сергея Дмитриевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.