Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сызранцевой Т.П. на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2022 года по гражданскому делу N2(1)-439/2022 по иску Сызранцевой Т.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты страховой пенсии по старости и возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сызранцева Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, указав, что 16 ноября 2020 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием соответствующего стажа работы в сельской местности.
Решением начальника УПФР в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) N от 22 декабря 2020 года Сызранцевой Т.П. отказано в перерасчете (установлении) повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого сельского стажа 30 лет. В требуемый стаж не включен период ее работы с 01 января
1992 года по 31 декабря 1995 года в должности повара колхоза "Маяк" с.Кокошеевка Бугурусланского района.
Полагая данный отказ незаконным, истец указала, что в 1980 году принята в члены колхоза "Маяк" Кокошеевского сельсовета Бугурусланского района, что подтверждается записью в трудовой книжке, принята в указанный колхоз поваром, готовила обеды для работников колхоза "Маяк". Основным направлением деятельности колхоза "Маяк" являлось животноводство и растениеводство.
На основании изложенного и с учетом уточнений просила признать решение начальника УПФР в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) N от 22 декабря 2020 года незаконным; обязать ОПФР по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности повара колхоза "Маяк" с.Кокошеевка Бугурусланского района; обязать ответчика произвести ей перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
16 ноября 2020 года - даты подачи заявления.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от
21 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2022 года, Сызранцевой Т.П. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Сызранцева Т.П. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 16 ноября 2020 года Сызранцева Т.П. обратилась в УПФР в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) N от 22 декабря 2020 года истцу отказано в перерасчете (установлении) повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого сельского стажа 30 лет.
По представленным документам продолжительность сельского стажа составила 29 лет 0 месяцев 6 дней.
Пенсионным органом в стаж, дающий право Сызранцевой Т.П. на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не включен период работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года в колхозе "Маяк" с.Кокошеевка Бугурусланского района в качестве повара, так как должность не предусмотрена Списком соответствующих работ, производств, профессий, должностей.
Также из трудовой книжки колхозника N, заполненной 23 февраля 1981 года, судом первой инстанции установлено, что Сызранцева Т.П.
с 1980 года являлась членом колхоза "Маяк" Кокошеевского сельсовета Бугурусланского района, в котором работала поваром до 1996 года.
Согласно исторической справки объединенного фонда N колхоза "Маяк", ООО СХП "Центральный" и колхоза "Возрождение", основными видами деятельности колхоза "Маяк" являлись растениеводство и животноводство.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N, тогда как должность повара в колхозе, в которой Сызранцева Т.П. состояла с 01 января 1992 по
31 декабря 1995 года, не поименована вышеназванным Списком.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, также отметив, что несмотря на то, что колхоз "Маяк" относится к организации, основным видом деятельности которого являлась сельскохозяйственная деятельность, само по себе членство Сызранцевой Т.П. в колхозе и факт ее работы в должности повара с 1 января 1992 года по
31 декабря 1995 года не является достаточным основанием для включения спорного периода работы истца в сельский стаж без подтверждения непосредственной занятости на работах, связанных с сельским хозяйством (растениеводством или животноводством).
Кроме этого судом второй инстанции отмечено, что в ранее действовавшем Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, профессия повара относилась к работникам сферы обслуживания и торговли.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции и отмечает следующее.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции действующей на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган и на момент принятия решения пенсионным органом) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от
15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N400- ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности. Лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности (пункт 2 указанных Правил в редакции на момент спорных правоотношений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии е которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440, перечислены виды сельскохозяйственной деятельности: растениеводство, животноводство и рыболовство, а также любая работа до 01 января 1992 года в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, машинно- тракторная станция, совхоз, крестьянское (фермерское) хозяйство, артель (сельскохозяйственная), межколхозное предприятие), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики), также наименования профессий, должностей, специальностей, работа по которым предоставляет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 года N805 в Список N1440 были внесены изменения, в соответствии с которыми "рабочие всех наименований" заменены на "рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)". Аналогичные изменения внесены в раздел 2 Списка "Животноводство".
Так как в материалы дела не представлены доказательства того, что работа истца в должности "повара" была связана с растениеводством или животноводством, выводы судов об отказе включения спорного периода в сельский стаж являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не подменяют, а являются позицией истца.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным истцом доказательствам его работы в особых условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения судов.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Сызранцевой Т.П.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от
21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сызранцевой Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.С.Уланова
Е.В.Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.