Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Федотовой Е.В, Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чухвичевой Л.И. на решение Ленинского районного суда
г.Самары от 01 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-649/2022 по иску Чухвичевой Л, И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Самарской области о перерасчете установленного размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чухвичева Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о перерасчете установленного размера пенсии, указав, что она является получателем страховой пенсии по старости с 16 марта 2004 года. Пенсия назначена УПФ РФ в Советском районе г.Самара на общих основаниях с 16 марта 2004 года по 17 января
2006 года по предложению Самарского городского центра занятости населения, с 18 января 2006 года установлена пенсия по достижении возраста 55 лет. При назначении пенсии истец представила 4 справки о заработке с одного места работы - Куйбышевский Универмаг "Юность" с целью определения наиболее выгодного периода получения заработной платы за
60 месяцев подряд.
В январе 2021 года истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства с заявлениями проверить правильность установленной ей пенсии. В ответе от 17 февраля 2021 года указано, что при назначении пенсии для расчета принята во внимание справка о заработной плате за 60 месяцев работы с 01 января 1992 года по
31 декабря 1996 года, отношение заработков составило 1, 056. Оснований для перерасчета пенсии, с учетом имеющихся в пенсионном деле документов, у ответчика не имелось, однако в целях оказания содействия ответчиком направлены запросы в архивный отдел Администрации г.о.Самара.
Справки из архива о заработной плате поступили в пенсионный фонд в июле 2021 года. 27 июля 2021 года истец подала заявление о перерасчете. Перерасчет пенсии произведен с 01 августа 2021 года на основании данных о заработной плате с февраля 1988 года по январь 1993 года, отношение заработков составило 1, 284. Сумма доплаты к пенсии в результате перерасчета составила 1870, 03 рублей.
При ознакомлении с материалами пенсионного дела в заявлении от
16 марта 2004 года о назначении пенсии в разделе "Перечень представленных документов", в том числе указано справка о заработке, количество которых исправлено с "2" на "1". В графе "возвращено заявителю" отметки отсутствуют. В письме ответчика от 24 ноября 2021 года указано, что исчисление пенсии произведено на основании представленных документов и основания для перерасчета пенсии, с даты, первоначального установления отсутствуют. Однако еще в 2004 истец представила справки о заработной плате за весь период трудовой деятельности в организации Куйбышевский универмаг "Юность". Полагает, что при назначении пенсии ответчик принял во внимание не самый выгодный для нее вариант расчета пенсии.
При ответе на обращение от 26 января 2021 года произведена проверка пенсионного дела и выявлена ошибка специалиста Пенсионного фонда при установлении пенсии с 18 января 2006 года в виде неверного установления ожидаемого периода выплаты. Ранее эта ошибка не выявлялась.
За перерасчетом пенсии с учетом сумм заработной платы она не обращалась, поскольку не знала о том, что ее право на получение пенсии в более высоком размере с учетом отношения заработка 1, 2, который установлен ей с 01 августа 2021 года, нарушено.
На основании изложенного истец просила суд признать за ней право на установление страховой пенсии по старости исходя из отношения заработка в размере 1, 2 с момента установления пенсии, с 16 марта 2004 года, обязать ГУ-Отделение ПФ РФ по Самарской области произвести перерасчет пенсии исходя из отношения заработка в размере 1, 2 с момента установления пенсии, т.е. с 16 марта 2004 года по 01 августа 2021 года, обязать ответчика выплатить истцу сумму неполученной пенсии, складывающейся из разницы при исчислении пенсии при отношении заработка в размере 1, 056 и отношении заработка в размере 1, 2 за указанный выше период.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 01 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июля 2022 года, в удовлетворении искового заявления Чухвичевой Л.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Самарской области о перерасчете установленного размера пенсии отказано.
В кассационной жалобе Чухвичева Л.И. просит судебные акты отменить, принять новое решение, которым удовлетворить ее требования, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Также заявитель просит рассмотреть кассационную жалобу без ее участия.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 16 марта 2004 года по 17 января 2006 года Чухвичева Л.И. являлась получателем пенсии, назначенной по предложению Самарского городского центра занятости населения как безработный гражданин.
С 18 января 2006 года Чухвичева Л.И. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 ФЗ от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Также судом первой инстанции установлено, что расчет пенсии Чухвичевой Л.И. произведен ГУ - УПФР исходя из ее среднемесячного заработка за 60 месяцев за период работы в Куйбышевском универмаге "Юность", переименованном в дальнейшем в "Детский мир", ей установлена величина 1, 056 при максимально возможной 1, 2 к среднемесячному заработку за период работы с января 1992 года по декабрь 1996 года, определенной по представленной истцом справке о заработной плате за указанный выше период.
25 января 2021 года Чухвичева Л.И. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии.
При проверке документов пенсионного дела выявлено, что при назначении пенсии по старости с 18 января 2006 года в соответствии со статьей 7 Закона N 173-ФЗ неверно установлен ожидаемый период выплаты, в связи, с чем пенсия с 18 января 2006 года установлена и выплачивалась истцу в завышенном размере, расчет страховой пенсии по старости приведен в соответствие с 01 марта 2021 года, ввиду отсутствия вины истца, переполученная сумма пенсии с Чухвичевой Л.И. не удерживалась. В целях оказания содействия пенсионным органом направлены запросы в архивный отдел Администрации г.о.Самара.
На основании архивных справок о заработной плате за период работы в универмаге "Юность" с 01 августа 2021 года Чухвичевой Л.И. в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения из заработной платы за период с февраля 1988 года по январь 1993 года, отношение заработков за данный период составляет 1, 284, при расчете пенсии учтена предельная величина отношения заработков 1, 2, установленная пунктом 3 статьи 30 Закона N 173- ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при первоначальном обращении истца за назначением пенсии, ею не были представлены все необходимые документы, подтверждающие размер заработка, а с заявлением о перерасчете пенсии истец обратилась в 2021 году.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции указал следующее.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря
2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 Федерального закона от
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
С 01 января 2015 года в Российской Федерации введен новый порядок формирования и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N400- ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости зависит от продолжительности трудового стажа пенсионера и его заработка до 01 января 2002 года (расчетный размер пенсии). За период после 01 января 2002 года размер пенсии определяется суммой страховых платежей, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(в редукции, действующей на момент спорных правоотношений).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе
(подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в"). Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку при первоначальном обращении истца за назначением пенсии, ею не были представлены все необходимые документы, подтверждающие размер заработка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска Чухвичевой Л.И.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Принимая во внимание, что Чухвичева Л.И. не представила все документы о своих пенсионных правах на момент обращения по вопросу назначения пенсии, в дальнейшем правом на подачу в установленном порядком и сроки заявления о перерасчете пенсии не воспользовалась, с заявлением о перерасчете пенсии обратилась лишь в 2021 году, вопреки мнению истца, судебные инстанции, дав оценку обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, правильно применив нормы материального права, правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения иска.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции. При этом не усматривается, что судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, в частности, требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы в силу части 3 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
Доводы жалобы о не разъяснении пенсионным органом возможности предоставления Чухвичевой Л.И. дополнительных документов, справок лично для расчета пенсии и её увеличения приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
Ссылка заявителя жалобы на то, что пенсионным органом при назначении пенсии истцу допущена ошибка специалиста при определении ожидаемого периода выплаты не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку, как указано выше, в результате данной ошибки пенсия с 18 января 2006 года выплачивалась истцу в завышенном размере, и ввиду отсутствия вины истца, переполученная сумма пенсии с Чухвичевой Л.И. не удерживалась.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 01 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чухвичевой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Федотова
Л.В.Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.