Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Меньшова Николая Николаевича на решение Советского районного суда города Липецка от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 20 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Меньшова Николая Николаевича к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным дела
установила:
Меньшов Н.Н. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным решение департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка (далее - департамент ЖКХ администрации города Липецка, Департамент), выраженное в уведомлении от 10 декабря 2021 года; возложить обязанность произвести перевод жилого помещения (индивидуальный жилой дом), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Пришвина, д. 35а, в нежилое помещение (магазин).
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N общей площадью 142, 4 кв. м, который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 400 кв. м с разрешенным видом использования "под магазин". Меньшов Н.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о переводе указанного жилого дома из жилого помещения (здания) в нежилое с видом использования "магазин". Оспариваемым уведомлением ему отказано в проведении указанной процедуры по причине предоставления документов в ненадлежащий орган. Ранее Меньшов Н.Н. обращался в Департамент с таким заявлением, и в сообщении от 30 июля 2019 года ему было отказано в проведении указанной процедуры по причине предоставления документов в ненадлежащий орган. Также истцом в адрес департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка направлялись соответствующие письма с просьбой разъяснения процедуры перевода жилого дома в нежилое здание с видом использования "магазин".
Исходя из сообщения департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 23 июля 2019 года N указанная процедура проводится департаментом ЖКХ администрации города Липецка на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Липецка от 29 июня 2012 года N 1058 "Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилое помещение в жилое помещение". В Управление Росреестра по Липецкой области также подавалось заявление о проведении государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером N, однако государственный кадастровый учет был приостановлен. В дальнейшем административный истец обращался в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка с тем же заявлением о переводе принадлежащего ему жилого помещения (индивидуального жилого дома) в нежилое помещение (магазин), однако данное обращение было перенаправлено в департамент ЖКХ администрации города Липецка, который в ответе от 2 июня 2021 года N сообщил о невозможности рассмотрения названного вопроса. По результатам судебного пересмотра данного решения Советским районным судом города Липецка 8 сентября 2021 года вынесено решение по делу N об отказе в удовлетворении требований по причине отсутствия реализации административным истцом своего права на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренный нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает, что административный порядок рассмотрения вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества невозможен.
Решением Советского районного суда города Липецка от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 20 июня 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 8 августа 2022 года через суд первой инстанции, Меньшов Н.Н. просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что принадлежащий Меньшову Н.Н. жилой дом (здание) можно отнести к категории нежилых помещений, в связи с чем изменить его назначение на нежилое может именно департамент ЖКХ администрации города Липецка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Меньшову Н.Н. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N общей площадью 142, 4 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 400 кв. м с видом разрешенного использования - под магазин.
Представитель административного истца Сокова Д.А. 12 мая 2021 года обратился в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка с заявлением о переводе жилого помещения (здания) с кадастровым номером N в нежилое с приложением выписки из ЕГРН от 8 ноября 2017 года в отношении объекта капитального строительства, копии доверенности, экспликации помещений жилого дома.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка 18 мая 2021 года направил указанное обращение в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для рассмотрения вопроса в соответствии с компетенцией в адрес департамента ЖКХ администрации города Липецка, а также Сокову Д.А. для сведения.
В ответ на указанное обращение 2 июня 2021 года департамент ЖКХ администрации города Липецка сообщил Меньшову Н.Н, что рассмотрение вопроса перевода здания - индивидуального жилого дома в нежилое помещение департаментом ЖКХ администрации города Липецка не представляется возможным, поскольку выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Липецка, внесение в них изменений относится к функциям департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка Меньшову Н.Н. был направлен ответ от 10 июня 2021 года N о том, что данный орган не уполномочен на принятие решений о переводе индивидуального жилого дома в нежилое здание. Изменение функционального назначения, в частности жилого здания, осуществляется в случае его реконструкции, переустройства, перепланировки, переоборудования в соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также разъяснено, что рассмотрение вопроса о необходимости выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства возможно на основании документов, предусмотренных указанной статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Соковым Д.А, действующим в интересах Меньшова Н.Н, 18 ноября 2021 года было подано заявление в департамент ЖКХ администрации города Липецка о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в нежилое, с приложением выписки из ЕГРН и проектной документации перепланировки жилого помещения в нежилое.
В уведомлении от 10 декабря 2021 года департамент ЖКХ администрации города Липецка отказал Меньшову Н.Н. в переводе помещения из жилого в нежилое в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции,, исходил из того, что действия департамента ЖКХ администрации города Липецка по предоставлению административному истцу ответа от 10 декабря 2021 года являются правомерными, поскольку данный Департамент не уполномочен на территории города Липецка осуществлять рассмотрение вопроса о переводе здания, которым является индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес", в нежилое помещение или в нежилое здание.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Так, одной из функций департамента ЖКХ администрации города Липецка, изложенной в пункте 29 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 2 августа 2016 года N 195, является организация работы межведомственных комиссий по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах, комиссии по вопросам отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда города Липецка к специализированному жилищному фонду и исключению из него, а также муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация города Липецка распоряжением от 22 марта 2010 года N 193-р создала и утвердила Положение о межведомственной комиссии города Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений, которое определяет вопросы, регламентирующие работу межведомственной комиссии города Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые, переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: представления документов в ненадлежащий орган (пункт 2).
В силу части 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2, 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 данной статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Форма заявления и прием документов, выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое регламентируется на территории города Липецка регламентируется Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Липецка от 29 июня 2012 года N1058.
В статьях 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельно закреплены положения, касающиеся перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме.
Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые.
Судами при разрешении требований административного истца обоснованно указано, что административный истец в своем заявлении от 12 мая 2021 года, адресованном департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, просил перевести жилое помещение в нежилое, несмотря на то, что ему принадлежит индивидуальный жилой дом, вид объекта - здание, а не помещение. Соответствующие документы и заявления по соответствующий форме согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации административным истцом в адрес административного ответчика на рассмотрение не направлялись.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меньшова Николая Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.