Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Анцыгина Алексея Николаевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, управлению лесного хозяйства Липецкой области, Федеральному агентству лесного хозяйства, департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным дела
установила:
Анцыгин А.Н. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконными отказы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях) от 23 августа 2021 года и 21 октября 2021 года в предоставлении ему в собственность на возмездной основе земельного участка площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом 1956 года постройки, расположенный на указанном земельном участке. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимого имущества вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома (этажностью до 3-х этажей, включая мансардный) с придомовым участком до 0, 15 га, для индивидуальной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов". В 2015 году указанный земельный участок был предоставлен прежнему собственнику Анцыгину А.А. по договору аренды. После регистрации права собственности на жилой дом за Анцыгиным А.Н. прежний собственник обратился за расторжением договора аренды. Административный истец обратился с заявлением в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о предоставлении ему земельного участка на возмездной основе без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, однако в предоставлении земельного участка ему было отказано ответами от 22 апреля 2021 года, 23 августа 2021 года, 27 августа 2021 года со ссылкой на возражения Управления лесного хозяйства Липецкой области о нахождении земельного участка на территории городских лесов и невозможность уменьшения территорий городских лесов. Указывал, что из представленной карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 11 февраля 2021 года N 47, спорный земельный участок полностью расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне не подлежат установлению.
Решением Октябрьского районного суда города Липецка от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 мая 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 23 августа 2021 года в предоставлении Анцыгину А.Н. в собственность на возмездной основе земельного участка с кадастровым номером N. На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Анцыгина А.Н. от 17 августа 2021 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N без торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и сообщить о принятом решении не позднее одного месяца в суд и административному истцу.
В удовлетворении административного иска Анцыгина А.Н. к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Управлению лесного хозяйства Липецкой области, департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным ответа от 21 октября 2021 года отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 августа 2022 года через суд первой инстанции, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Спорный земельный участок находится в государственной собственности, находится на территории зоологического заказника "Липецкий", то есть в границах особо охраняемой природной территории, в силу чего не подлежит применению Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Кроме того, указанный земельный участок относится к городским лесам, и на них запрещено возводить объекты капитального строительства. Перевод земель лесного фонда в другую категорию не свидетельствует об утрате этими землями статуса лесных участков. Указывает на противоречие Правил землепользования и застройки города Липецка в части включения земельного участка в территориальную зону Ж-1 юридическим актам, имеющим большую силу, в связи с чем, по мнению заявителя, они не подлежали применению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно договору от 10 сентября 2009 года N государственным учреждением "Ленинский лесхоз" в собственность Анцыгину А.А была передана трехкомнатная квартира общей площадью 40, 6 кв. м по адресу: "адрес". В дальнейшем, соглашением от 19 марта 2012 года N стороны изменили договор на передачу квартиры в собственность от 10 сентября 2009 года N, в соответствии с которым Анцыгину А.А был передан жилой дом, состоящий из 3 комнат, площадью 40, 6 кв. м по адресу: "адрес".
Из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (далее - ТУ Росимущество в Липецкой области) от 11 января 2013 года N на письмо Анцыгина А.А. от 13 декабря 2012 года N следует, что оно не возражает против формирования земельного участка, необходимого для использования жилого дома с пристройками и хозяйственными постройками путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 189 564 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
ТУ Росимущество в Липецкой области 24 мая 2013 года Анцыгину А.А. на его письмо от 25 апреля 2013 года N сообщило, что в адрес Росимущества было направлено письмо о результатах рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером N площадью 189 564 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для лесоразведения (участок N)", расположенного по адресу: "адрес", а также изменение разрешенного использования "для лесоразведения (участок N)" на иной вид разрешенного использования.
Анцыгину А.А. 16 октября 2013 года возвращен пакет документов для устранения замечаний, указанных в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Между Анцыгиным А.А. и ТУ Росимущество в Липецкой области 18 мая 2015 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 500 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для лесоразведения (участок N)" сроком на 49 лет с 18 мая 2015 года по 17 мая 2064 года.
Из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области от 2 июня 2021 года следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с "для лесоразведения (участок N)" 7 декабря 2015 года изменен на "индивидуальные жилые дома (этажностью до 3 этажей, включая мансардный) с придомовым участком до 0, 15 га". Указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 7 декабря 2015 года на основании заявления от 13 октября 2015 года о государственном учете изменений объекта недвижимости, договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, декларации об объекте недвижимости, информационного письма ТУ Росимущество в Липецкой области от 5 ноября 2015 года N о том, что ТУ Росимущество в Липецкой области не возражает относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка и информационного письма департамента градостроительства и архитектуры города Липецка от 30 ноября 2015 года N о нахождении (расположении) земельного участка в территориальной зоне Ж-8 и Р-2.
Таким образом, указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1 500 кв. м. Кадастровый номер присвоен 4 октября 2013 года, данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Между Анцыгиным А.А. и Анцыгиным А.Н. был заключен договор дарения вышеуказанного жилого дома от 1 марта 2021 года, и за Анцигингым А.Н. зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 марта 2021 года.
Согласно выписке из Лесного реестра от 30 ноября 2021 года земельный участок N входит в Липецкое лесничество квартал 55, выдел 12 с назначением "заготовка древесины, заготовка и сбор лесных ресурсов (за исключением сбора лесной подстилки и мха), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, иные виды деятельности в лесу"; площадь 0, 4 га; в особых отметках указано лесной участок, категория земель "земли населенных пунктов"; категория защитных лесов "леса выполняющие функции защиты природных и иных объектов: городские леса". Кроме того, из указанной выписки следует, что выдел 12 в квартале 55 относится к "Усадьбам ведомств", тип ландшафта открытый - без дер, ГЗРЗЗ "Липецкий".
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 24 ноября 2021 года N земельный участок с кадастровым номером N зарегистрирован за Российской Федерацией; категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для лесоразведения (участок N)"; обременение - договор аренды от 18 мая 2015 года.
Из объяснений представителя управления лесного хозяйства Липецкой области ФИО, данных им в суде первой инстанции, и плана насаждения Ленинского лесничества Липецкой области по состоянию на 1977 год установлено, что ранее земельный участок с кадастровым номером N входил в состав лесного фонда. Впоследствии в связи с расширением города Липецка часть земель Ленинского лесхоза, включая земельный участок N вошли в состав города Липецка, что подтверждается кратким описанием городской черты города Липецка (приложение N 1, 7 к постановлению областного Совета депутатов от 26 ноября 1998 года N144-пс).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее Рослесхоз) от 28 сентября 2015 года N определено, что на землях населенных пунктов городского округа город Липецк Липецкой области, занятых городскими лесами, располагается Липецкое лесничество, установлены границы Липецкого лесничества, куда вошли земельные участки с кадастровыми номерами N и N.
Приказом Рослесхоза от 2 ноября 2016 года N внесены изменения в приказ от 28 сентября 2015 года N в части наименования лесничества.
Из планшета по лесоустройству Липецкого лесничества по состоянию на 2016 год следует, что выдел 12 в квартале N значится как территория лесничества.
Таким образом, судами правильно было установлено, что земельный участок с кадастровым номером N по документам управления лесного хозяйства Липецкой области отнесен к территории городских лесов.
В тоже время согласно ответу департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 11 августа 2021 года, данного Анцыгину А.Н, следует, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных постановлением администрации Липецкой области от 11 февраля 2021 года N 47, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1. К ответу прилагалась выкопировка из карты градостроительного зонирования и градостроительный регламент в зоне Ж-1.
Из постановления администрации Липецкой области от 11 февраля 2021 года N 47 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Липецк" следует, что городские леса могут относиться к зоне Р-2 или Р-4.
Сведений о том, что Правила землепользования и застройки города Липецка, утвержденные постановлением администрации Липецкой области от 11 февраля 2021 года N 47, были оспорены, в том числе в части указанного земельного участка, не имеется. Соответственно, судами правомерно при разрешении спора применены действующие Правила землепользования и застройки города Липецка, поскольку вопрос о признании их недействующими подлежит разрешению в рамках иных правоотношений с иным составом лиц, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН от 13 января 2021 года и от 21 декабря 2021 года земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома (этажностью до 3 этажей, включая мансардный) с придомовым участком до 0, 15 га", сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка отсутствуют, сведения о том, что указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитута отсутствуют. Правообладателем земельного участка указана Российская Федерация.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
В городских лесах запрещаются: использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно частям 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также следует учитывать, что 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Принятие данного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее также - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных указанным Федеральным законом правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием для территориального планирования, градостроительного зонирования, кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на них, перевода земельного участка из одной категории в другую (отнесения земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда (письмо Минэкономразвития России от 15 сентября 2017 года N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ").
Проанализировав положения закона, регулирующие возникшие правоотношения, и установив приведенные выше обстоятельства, суды пришли к правильным выводам, что изменение границ городских лесов, определение видов разрешенного использования земельных участков, занятых городскими лесами, осуществляется в рамках принятия соответствующих решений о переводе земельных участков в иную категорию земель и документов градостроительного зонирования.
Изменение вида разрешенного использования и отнесение спорного земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами производилось с согласия ТУ Роимущества в Липецкой области. Сведениями департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, а также выписками из ЕГРН подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 и относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "индивидуальные жилые дома (этажностью до 3 этажей, включая мансардный)".
Таким образом, утверждения административных ответчиков, что указанный земельный участок входит в категорию защитных лесов - городские леса, изменение границ которого может привести к уменьшению их площади, что согласно статье 116 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается, судами нижестоящих инстанций обоснованно отклонены в силу вышеприведенных обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.3, а также пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
С учетом положений указанных норм и установленных по делу фактических обстоятельств правильными является выводы судов о том, что в отказе от 23 августа 2021 года МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях не привело конкретного основания для отказа административному истцу в предоставлении земельного участка на возмездной основе, со ссылкой на соответствующий пункт статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Следовательно, отказ от 23 августа 2021 года МТУ Росимущество в Тамбовской и Липецкой областях в предоставлении Анцыгину А.Н. земельного участка на возмездной основе без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Липецка от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.